У Г. Фреге, признаваемого теперь многими величайшим
логиком прошлого века, был, к сожалению, очень скверный характер. Кроме
того, он был безоговорочен и даже жесток в своей критике современников.
Возможно, поэтому его вклад в логику и обоснование математики долго не
получали признания. И вот когда оно начало приходить к нему, молодой
английский логик Б. Рассел написал ему, что в системе, опубликованной в
первом томе его наиболее важной книги «Основные законы арифметики»,
возникает противоречие. Второй том этой книги был уже в печати, и Г.
Фреге лишь добавил к нему специальное приложение, в котором изложил это
противоречие (позднее названное «парадоксом Рассела») и признал, что он
не способен его устранить.
Последствия были для Г. Фреге трагическими. Ему было
тогда всего пятьдесят пять лет, но после испытанного потрясения он не
опубликовал больше ни одной значительной работы по логике, хотя прожил
еще более двадцати лет. Он не откликнулся даже на оживленную дискуссию,
названную парадоксом Рассела, и никак не прореагировал на многочисленные
предлагавшиеся решения этого парадокса.
Впечатление, произведенное на математиков и логиков
только что открытыми парадоксами, хорошо выразил Д. Гильберт:
«…состояние, в котором мы находимся сейчас в отношении парадоксов, на
продолжительное время невыносимо. Подумайте: в математике — этом образце
достоверности и истинности — образование понятий и ход умозаключений,
как их всякий изучает, преподает и применяет, приводит к нелепости. Где
же искать надежность и истинность, если даже само математическое
мышление дает осечку?»
Г. Фреге был типичным представителем логики конца
XIX века, свободной от каких бы то ни было парадоксов, логики, уверенной
в своих возможностях и претендующей на то, чтобы быть критерием
строгости даже для математики. Парадоксы показали, что «абсолютная
строгость», достигнутая якобы логикой, была не более чем иллюзией. Они
бесспорно показали, что логика — в том интуитивном виде, какой она имела
на рубеже веков, — нуждается в глубоком пересмотре.
Прошло более полувека с тех пор, как началось
оживленное обсуждение парадоксов. Предпринятая ревизия логики так и не
привела, однако, к недвусмысленному их разрешению.
И вместе с тем такое состояние вряд ли кому кажется
теперь невыносимым. С течением времени отношение к парадоксам стало
более спокойным и даже более терпимым, чем в момент их обнаружения.
Дело не только в том, что парадоксы сделались чем-то
хотя и неприятным, но тем не менее привычным. И разумеется, не в том,
что с ними смирились. Они все еще остаются в центре внимания логиков,
поиски их решений активно продолжаются.
Ситуация изменилась прежде всего в том отношении,
что парадоксы оказались, гак сказать, локализованными. Они обрели свое
определенное, хотя и неспокойное место в широком спектре логических
исследований.
Стало ясно, что абсолютная строгость, какой она
рисовалась в конце прошлого века и даже иногда в начале нынешнего, — это
в принципе недостижимый идеал.
Было осознано также, что нет одной-единственной,
стоящей особняком проблемы парадоксов. Проблемы, связанные с ними,
относятся к разным типам и затрагивают, в сущности, все основные разделы
логики. Обнаружение парадокса заставляет глубже проанализировать наши
логические интуиции и заняться систематической переработкой основ науки
логики. При этом стремление избежать парадоксов не является ни
единственной, ни даже, пожалуй, главной задачей. Они являются хотя и
важным, но только поводом для размышления над центральными темами
логики. Продолжая сравнение парадоксов с особо отчетливыми симптомами
болезни, можно сказать, что стремление немедленно исключить парадоксы
было бы подобно желанию снять такие симптомы, не особенно заботясь о
самой болезни. Требуется не просто разрешение парадоксов, необходимо их
объяснение, углубляющее наши представления о логических закономерностях
мышления. |