Имена можно классифицировать, исходя из самых разных
соображений. Несколько ранее они были подразделены, например, на
единичные, общие и пустые. Затем разделены на собственные и не
являющиеся собственными.
Имена принято делить также на конкретные («Буцефал» и
«мышь») и абстрактные («белизна» и «справедливость»), простые («два» и
«автор») и составные («пятьсот два» и «автор «Веверлея») и т. д. Все эти
деления интересны и полезны в определенных отношениях.
Так, противопоставление абстрактных имен конкретным
призвано упредить «ошибку гипостазирования»^ попытку отыскать в реальном
мире ту вещь, которая соответствует абстрактному имени. В мире имеется
такое свойство вещей, как белизна, и такое социальное отношение, как
справедливость. В нем нет, однако, таких отдельных вещей, указав на
которые можно было бы сказать: «Это — белизна» или «Это —
справедливость».
Выделение пустых имен и противопоставление их
именам, обозначающим какие-то существующие предметы, преследует в
конечном счете цель исключения пустых, беспредметных имен из языка
науки, и если это возможно, то и из обычного языка. Во всяком случае,
обращение с пустыми именами требует особой осторожности.
Неправильное или даже просто неаккуратное
употребление имен всегда может явиться источником неполного или не
совсем адекватного понимания, привести к недоразумениям, ошибкам, а той к
прямому непониманию. В этом аспекте особенно важным является правильное
употребление общих имен-понятий, а также противопоставление однозначных
и многозначных понятий, точных и неточных понятий, ясных и неясных
понятий.
Многие понятия не только естественного языка, но и
языка науки являются многозначными, неточными или неясными. Нередко это
оказывается причиной непонимания и споров. Каждый легко вспомнит из
своей жизни случаи, когда долгий спор кончался заключением, что спорить
было, в сущности, не о чем: спорящие говорили о разных вещах, хотя и
обозначали их одними и теми же словами.
Изучение многозначных, неточных и неясных понятий
имеет несомненный теоретический интерес. Оно расширяет общие
представления об особенностях употребления имен. Оно раскрывает также
происхождение многозначности, неточности и неясности. Разного рода
«несовершенные» понятия возникают чаще всего не в результате небрежности
отдельных людей или их неспособности уловить существо дела и выразить
свою мысль однозначно, точно и ясно. Такие понятия во многом
представляют собой неизбежное порождение самого процесса познания,
выражение его динамики и противоречивости. И соответственно
«совершенствование» их предполагает обычно не столько исправление
чьих-то субъективных ошибок, сколько дальнейшее углубление знаний об
обозначаемых этими понятиями вещах.
Анализ «несовершенных» понятий важен и в
практическом отношении. Нередко он помогает избежать грубых ошибок,
столь обычных в обращении с многозначными, неточными и неясными
понятиями.
О многозначности как возможной причине непонимания
уже говорилось. Достаточно подчеркнуть теперь лишь то, что широко
распространенная многозначность языковых выражений не только не
исключает требования однозначности, но даже предполагает его. Принцип
однозначности говорит, что в процессе коммуникации не следует
использовать языковые выражения с несколькими разными значениями. Если
понимать этот принцип как описание нашего обычного общения, он окажется
очевидно ложным. Нет, пожалуй, такой ситуации, когда использовались бы
только однозначные выражения. И вместе с тем, несмотря на постоянную и
всюду проникающую многозначность, принцип однозначности необходим. Он
гарантирует понятность языковых выражений и является поэтому важным
условием успешного употребления языка.
И еще одно замечание. Рассматриваемая далее
неточность имен является частным случаем многозначности, а именно
многозначностью, распространяющейся не на весь объем имени, а только на
его границу. Так что обсуждение неточности — это всего лишь детализация
проблемы многозначности.
Нередко бывает так, что сложные и глубокие проблемы
первоначально встают в форме очень простых и как будто даже наивных
вопросов.
Почему, может спросить даже ребенок, плавают ужи?
Рыба отталкивается от воды хвостом и плавниками, собака и лошадь —
ногами. У ужа ничего этого нет, он способен только изгибаться. И
все-таки он движется вперед.
Оказывается, на этот как будто простой вопрос ответа
до недавних пор вообще не существовало. Только в 50-е годы — и то После
полувека жарких споров — специалисты по гидродинамике сумели наконец
раскрыть механизм превращения изгибных усилий ужа в тягу.
Случаи, когда за внешне простыми вопросами вдруг
обнаруживаются неожиданные и неясные глубины, особенно часты в логике.
Софизмы и логические парадоксы — хорошее свидетельство этого. Так
называемые неточные понятия — еще одно неплохое свидетельство.
В случае неточных понятий не всегда ясно, какие именно вещи подпадают под них, а какие нет. Возьмем понятие «молодой человек». В двадцать лет
человека вполне можно назвать молодым. А в тридцать? А в тридцать с
половиной? Можно поставить вопрос даже резче: начиная с какого дня или
даже мгновения тот, кто считался до этого молодым, перестал быть им? Ни
такого дня, ни тем более мгновения назвать, разумеется, нельзя. Это не
означает, конечно, что человек всегда остается молодым, даже в сто лет.
Просто, понятие «молодой человек» является неточным, граница области тех
людей, к которым оно приложимо, лишена резкости, размыта.
Если в двадцать лет человек определенно молод, то в
сорок его точно нельзя назвать молодым, во всяком случае, это будет уже
не первая молодость. Где-то между двадцатью и сорока годами лежит
довольно широкая область неопределенности, когда нельзя с уверенностью
ни назвать человека молодым, ни сказать, что он уже не молодой.
Неточными являются эмпирические характеристики,
подобные «высокий», «лысый», «отдаленный» и т. д. Неточны такие обычные
понятия, как «дом», «окно», «куча» и т. п. В случае всех этих и подобных
им понятий определенно существуют ситуации, когда нет уверенности,
употребимо в них рассматриваемое понятие или нет. Причем сомнения и
колебания в приложимости понятия к конкретным вещам не удается устранить
ни путем привлечения каких-то новых фактов, ни дополнительным анализом
самого понятия.
Например, «окно» — это отверстие в стене здания,
через которое в здание может проникать свет. Но всякое ли такое
отверстие является окном? Будет ли окном дыра в стене, проделанная
снарядом и пропускающая свет? Кроме того, далеко не любое окно
представляет собой отверстие. Бывают ложные и нарисованные окна. И не
всегда окно связано со стеной. Есть окна на крышах, в полу и т. д.
Иначе говоря, существуют объекты, которые мы не
колеблясь называем окнами. Имеются также объекты, которые явно не
относятся нами к окнам. Но есть и такие, относительно которых трудно
сказать, окна это или нет. И как ни рассматривай, допустим, ту же дыру в
стене от снаряда, как ни размышляй над тем, что же такое окно,
неуверенность в том, что эту дыру можно назвать окном, не удастся
рассеять.
Другой пример — «дом». Возьмем строение, несомненно,
являющееся домом, и снимем с него крышу или значительную ее часть. Дом
без крыши или с остатками ее — это, пожалуй, все-таки дом. Многое
зависит, конечно, от конкретной ситуации, от контекста: сколько этажей в
этом строении, для каких целей его намереваются использовать, в какое
время года и т. д. Допустим далее, что в рассматриваемом строении выбиты
также все окна или большое их число. Осталось оно домом или нет?
Колебания в ответе на этот вопрос скорее всего неизбежны. Предположим,
что у нашего строения исчезли не только крыша и окна, но и двери. Можно
ли оставшееся назвать домом? Трудно сказать. Здесь ответ в еще большей
мере зависит от ситуации. Для бездомного или в летнее время это может
быть и дом; зимой же или для человека, имеющего выбор, это, пожалуй, уже
не дом, а развалины. На каком этапе последовательной его разборки дом
исчезнет, то есть перестанет быть тем, что принято называть домом? Вряд
ли возможен какой-то единый ответ на этот вопрос.
Этот пример можно усложнить, представив, что дом
разбирается не крупными блоками, а по кирпичу и по дощечке. На каком
кирпиче или на какой дощечке исчезнет дом и появятся его развалины? На
этот вопрос скорее всего невозможно ответить.
Можно пойти еще дальше, представив, что дом
разбирается по песчинке или даже по атому. После удаления какой песчинки
или атома дом превратится в развалины? Этот вопрос звучит, как кажется,
почти бессмысленно.
Простые примеры с «окном» и «домом» указывают на две важные особенности рассуждений, включающих неточные понятия.
Прежде всего, неточность имеет контекстуальный
характер, и это следует постоянно учитывать при разговоре об объектах,
обозначаемых такими понятиями. Бессмысленно спорить, является какое-то
сооружение домом или нет, принимая во внимание только само это
сооружение. В одних ситуациях и для одних целей — это, возможно, дом, с
других точек зрения — это вовсе не дом.
Вторая особенность — употребление неточных понятий
способно вести к парадоксальным заключениям. Нет песчинки, убрав которую
мы могли бы сказать, что с ее устранением оставшееся нельзя уже
называть домом. Но ведь это означает как будто, что ни в какой момент
постепенной разборки дома — вплоть до полного его исчезновения — нет
оснований заявить, что дома нет! Вывод явно парадоксальный и
обескураживающий, и на нем надо будет специально остановиться.
Сейчас же еще один пример, подчеркивающий
зависимость значений неточных понятий от ситуации их употребления.
Размытость этих значений нередко является результатом их изменения с
течением времени, следствием того, что разные эпохи смотрят на одни и те
же, казалось бы, вещи совершенно по-разному.
Древние греки зенитом жизни мужчины — его «акмэ» —
считали сорок лет. В этом возрасте еще не совсем растраченные физические
силы удачно дополняются и уравновешиваются накопленными уже опытом и
мудростью. Мужчина в гармоничном расцвете своего тела и духа владеет
«мерой вещей», с помощью которой отсеивает случайное от необходимого,
эфемерное от вековечного. И вместе с тем у него еще достаточно энергии,
чтобы не только созерцать, но и действовать. Однако акмэ — это хотя и
золотоносная, но не самая счастливая фаза в жизни человека. Прошедший
эту фазу и выполнивший свой долг перед людьми считался в древности уже
старым и даже ненужным. Долголетие было в те времена, да и гораздо более
поздние, довольно редким исключением.
В Древнем Риме некто Катон-младший, решивший покончить с собой, недоумевал, почему его отговаривают — ведь ему уже… 48 лет!
Еще в прошлом веке И. Тургенев в ремарке к комедии «Холостяк» писал: «Мошкин, 50 лет, живой, хлопотливый, добродушный старик».
А. Герцен принялся писать свои мемуары «Былое и думы» вскоре после того, как ему исполнилось сорок лет.
В наше время вряд ли какой мужчина согласится с
характеристикой пятидесятилетнего Мошкина. И в этом нет ничего
странного: на рубеже между старой и новой эрами средняя
продолжительность человеческой жизни составляла всего 22 года,
пятнадцать веков назад — 33,5 года, в 1900 году — 49,5 года, а ныне она
превышает 70 лет.
«Средний возраст» неуклонно расширяет свои границы.
Создается даже впечатление, что старики существовали только в прошлом,
сейчас остались только две возрастные категории: одна из них — это
молодежь, а все остальные — люди среднего поколения. На Всемирном
конгрессе по геронтологии, проведенном по инициативе ЮНЕСКО в 1977 году,
была принята новая классификация населения по возрасту. Согласно этой
классификации молодость длится до 45 лет, средний возраст — от 46 до 59
лет, пожилой — от 60 до 74, старческий же возраст наступает только после
74 лет.
Налицо заметное смещение возрастных границ. Тот, кто
в своей молодости называл пятидесятилетних стариками, сейчас, сам
перевалив за пятьдесят, твердо относит себя к людям среднего возраста.
Чтобы решить, относится кто-то к среднему возрасту,
надо знать не только, сколько ему лет, но и то, в какую эпоху он жил.
Понятие «человек среднего возраста» не просто неточно, а неточно в двух
смыслах или отношениях. Оно не имеет ясной и резкой границы сейчас, в
настоящее время, как, впрочем, не имело ее ни в какое другое
фиксированное время. Сверх того, даже эта расплывчатая граница не
остается на одном и том же месте, она меняет свое положение с течением
времени. |