Логика — одна из самых старых наук. Ее богатая
событиями история началась еще в Древней Греции и насчитывает две с
половиной тысячи лет.
В конце прошлого — начале нынешнего века в логике
произошла научная революция, в корне изменившая сам стиль ее рассуждений
и ее методы и придавшая этой науке как бы второе дыхание. Теперь логика
— одна из наиболее динамичных наук, образец строгости и точности даже
для математических теорий.
Говорить о логике и легко, и одновременно сложно. Это
относится и к усвоению логики, особенно если человек сталкивается с
этой наукой впервые. Легко потому, что ее законы лежат в основе нашего
мышления. Интуитивно они известны каждому. Всякое движение мысли,
постигающей истину и добро, опирается на эти законы и без них
невозможно. В этом смысле логика общеизвестна.
Один из героев комедии Мольера только случайно
обнаружил, что всю жизнь говорил прозой. Так и с усвоенной нами стихийно
логикой. Можно постоянно применять ее законы — и притом весьма умело — и
вместе с тем не иметь ясного представления ни об одном из них.
Стихийно сложившиеся навыки логически совершенного
мышления и научная теория такого мышления совсем разные вещи. Логическая
теория своеобразна. Она высказывает об обычном — о человеческом
мышлении — то, что кажется на первый взгляд необычным и без
необходимости усложненным. К тому же основное ее содержание
формулируется на особом, созданном специально для своих целей
искусственном языке. Отсюда сложность первого знакомства с логикой: на
привычное и устоявшееся надо взглянуть новыми глазами и увидеть глубину
за тем, что представлялось само собою разумеющимся.
Подобно тому как умение говорить существовало еще до
грамматики, так и искусство правильно мыслить существовало задолго до
логики. Подавляющее большинство людей и сейчас размышляют и рассуждают,
не обращаясь за помощью к особой науке и не рассчитывая на эту помощь.
Некоторые склонны даже считать собственное мышление естественным
процессом, требующим анализа и контроля не больше, чем, скажем, дыхание
или ходьба.
Разумеется, это заблуждение. Знакомство уже с первыми
разделами книги покажет необоснованность такого чрезмерного оптимизма в
отношении наших стихийно сложившихся навыков правильного мышления.
Люди постоянно стремятся расширить свои знания и
обогатить свою память. Но, как сказал еще Гераклит, само по себе
многознание — это все-таки не мудрость. Мудрость предполагает знание
оснований и причин. И в особенности логических оснований принимаемых
положений. Без способности обосновать имеющиеся убеждения нет подлинного
и твердого знания.
«Все наше достоинство заключено в мысли, — писал
французский математик и философ XVII века Б. Паскаль. — Не пространство и
не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она,
наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить».
Эта книга не претендует, конечно, на то, чтобы дать
полное описание многообразной и сложной проблематики современной логики.
Это дело специальных и в общем-то не особенно понятных неспециалисту
работ. Задача книги в ином: дать общее и доступное каждому представление
о законах нашего мышления и о науке, изучающей их, показать логический
анализ в действии, в применении к содержательно интересным проблемам,
встречающимся в повседневной практике.
Здесь не излагаются некие «чистые» и «окончательные»
итоги, достигнутые логикой. Даже самые важные результаты, изолированные
от истории своего развития и споров вокруг них, являются, как выразился
Гегель, «трупом, оставившим позади себя тенденцию».
Лет триста назад авторы книг по логике обычно считали
своим долгом предостеречь читателя от торопливости при чтении: «В водах
логики не следует плыть с полными парусами». С тех пор логика сделала
гигантский шаг вперед. Ее содержание и расширилось и углубилось. И
старый этот совет кажется теперь особенно полезным.
Объекты и проблемы, рассматриваемые в логике,
являются довольно своеобразными и абстрактными. У них нет эмоционального
оттенка, они должны быть схвачены не чувством, а разумом. С ними не
удается связать какие-то образы и представления о встречавшихся ранее
ситуациях, обычно помогающие понять, хотя бы в первом приближении,
что-то новое и необычное. Многие положения, гипотезы и выводы логики
далеко не так легко воспринимаются, как, скажем, описания осеннего леса
или картинки из жизни других цивилизаций. Чтобы уяснить тот или иной
логический парадокс или закон, одно и то же место, оставшееся непонятным
при первом чтении, нужно прочесть дважды, а то и трижды и лишь потом
двигаться дальше. Только понимание каждого шага проводимого рассуждения
может дать понимание рассуждения в целом, а с ним и интеллектуальное
удовлетворение от познания. |