Хорошо известно описание Н. Гоголем игры Чичикова с
Ноздревым в шашки. Их партия так и не закончилась. Чичиков заметил, что
Ноздрев мошенничает, и отказался играть, опасаясь проигрыша. Недавно
один специалист по шашкам восстановил по репликам игравших ход этой
партии и показал, что позиция Чичикова не была еще безнадежной.
Допустим, что Чичиков все-таки продолжил игру и в
конце концов выиграл партию, несмотря на плутовство партнера. По уговору
проигравший Ноздрев должен отдать Чичикову пятьдесят рублей и
«какого-нибудь щенка средней руки или золотую печатку к часам». Но
Ноздрев скорее всего отказывается платить, упирая на то, что он сам всю
игру мошенничал, а игра не по правилам — это как бы и не игра. Чичиков
может возразить, что разговор о мошенничестве здесь ни к месту:
мошенничал сам проигравший, значит, он тем более должен платить.
В самом деле, должен был бы платить Ноздрев в
подобной ситуации или нет? С одной стороны, да, поскольку он проиграл.
Но с другой — нет, так как игра велась не по правилам, а это вовсе и не
игра. Значит, ни выигравшего, ни проигравшего в такой «игре» не может
быть. Если бы мошенничал сам Чичиков, Ноздрев, конечно, не обязан был бы
платить. Но, однако, мошенничал как раз проигравший Ноздрев…
Здесь ощущается что-то парадоксальное: «с одной
стороны…», «с другой стороны…» и «с обеих сторон» в равной мере
убедительно, хотя эти стороны несовместимы. Должен все-таки Ноздрев
платить или нет?
Есть смысл оставить решение этого вопроса читателю.
У каждого из нас имеются определенные интуитивные
представления о логике, выработаны некоторые устоявшиеся навыки
последовательного и доказательного рассуждения. Полезно было бы сейчас,
опираясь на них, попытаться решить, действительно здесь парадокс или
нет. Такое самостоятельное размышление позволит в какой-то мере
прочувствовать, насколько неопределенной и даже ненадежной является наша
интуитивная логика и насколько сложно бывает отделить простое
затруднение от подлинного парадокса. Вот еще один пример для
размышления.
Ранее шла речь о смысле бессмысленного. Выяснилось
как будто, что смысл бессмысленного в том, что оно не имеет смысла. Не
является ли это положение парадоксальным?
Говорилось также о попытках уклониться от парадокса
«лжеца», ограничивая круг объектов, о которых можно высказаться. Не
является ли парадоксом само утверждение: «Ни одно высказывание не должно
говорить о самом себе»? Ведь оно касается всех высказываний и, значит,
говорит что-то и о самом себе.
Эти примеры для размышления не настолько сложны, чтобы читатель не справился с ними самостоятельно. |