Слово «логика» многозначно. Поэтому, прежде чем начать разговор о «логике», нужно уточнить, о чем именно пойдет речь.
Нередко говорят о логике событий, о логике
характера, логике истории и т. д. В этих случаях имеется в виду
определенная взаимосвязь и взаимозависимость событий или поступков,
наличие в них общей линии. Такая преемственность и определение
последующего предшествующим и есть «логика» в самом широком смысле.
Слово «логика» употребляется также в связи с
процессами мышления. Так, мы говорим о логике мышления и логичном или
нелогичном мышлении, имея в виду такие его свойства, как
последовательность, доказательность и т. п. «Логика» выступает здесь как
определенная характеристика человеческого мышления.
В третьем смысле «логика» является именем особой
науки о мышлении. В дальнейшем это слово будет употребляться только в
таком его значении.
Но и в смысле науки о мышлении слово «логика» опять-таки до крайности многозначно.
Прежде всего «логикой» называют науку, у истоков
которой стоял еще Аристотель и полное имя которой — формальная логика. О
ней и пойдет прежде всего речь.
В середине XVII века французские философы,
последователи Р. Декарта, укрывавшиеся в монастыре в Пор-Рояле,
опубликовали книгу, получившую известность под именем «Логика
Пор-Рояля». Эта книга заметно отступила от круга проблем формальной
логики и положила начало разным вариантам «расширенной» формальной
логики, ставшим особенно популярными позднее, в XIX веке. В «Логике
Пор-Рояля» подробно излагалась новая наука Р. Декарта об идеях, впервые
была включена в логику методология, в которой речь идет об общих
принципах и методах познания. Собственно логическое содержание оказалось
в результате сведенным к минимуму.
Термин «формальная логика» был введен только в XVIII
веке немецким философом И. Кантом. Этой логике И. Кант противопоставил
совершенно новое понимание логики — трансцендентальную логику. Ее
задачей он считал установление и обоснование категорий, то есть тех
предельно общих понятий, подобных «качеству» и «величине», которые
применяются в каждом акте познания.
И. Кант не только дополнил формальную логику, в
общем-то высоко ценимую им, собственной версией логики, но и
противопоставил вторую первой.
Эта кантовская традиция резкого противопоставления
только что изобретенной «неформальной» логики логике в духе Аристотеля
принесла впоследствии много вреда.
Всякий раз, когда предлагалась новая концепция
логики, ее авторы и сторонники считали едва ли не своим долгом столкнуть
ее с формальной логикой. Их не смущало даже то, что проигрывала в этом
искусственно навязанном споре их собственная теория. Формальная логика —
одна из самых древних наук, предмет ее исследования однозначно
определен, ее методы ясны. Вновь предлагаемые «неформальные», или
«содержательные», логики всегда являются до крайности расплывчатыми и
туманными. Противопоставление их формальной логике с необходимостью
оказывается не в их пользу, если даже они занимаются тем, что не входит в
ее проблематику.
Трансцендентальная логика Канта не имела, конечно,
никаких точек соприкосновения с формальной логикой. Противопоставление
этих двух «логик» было недоразумением.
В прошлом веке немецким философом Г.-В.-Ф. Гегелем
была выдвинута принципиально новая концепция логики — диалектическая
логика. Ее главная задача заключалась в исследовании развития
человеческого познания, в установлении и обосновании законов этого
развития и тех категорий, которые выражают в конденсированном виде
диалектику познания. Диалектическая логика в форме особой теории
человеческого мышления и познания существует всего около ста пятидесяти
лет. Но за этот относительно короткий с точки зрения истории науки срок
она добилась больших успехов.
Из предложенных уже в нашем веке пониманий логики
можно упомянуть те представления о ее принципах и методах, которые
отстаиваются сторонниками современной лингвистической философии.
Последние убеждены, что стандартные методы формальной логики применимы
только к искусственным языкам самой логики и математики. Обычный же язык
с его неясными правилами построения выражений и придания им значений
выпадает из сферы действия этих методов. Для него нужна особая логика.
Ее задача — описывать все тонкости употребления в обычной жизни наиболее
важных понятий, подобных «истинно», «существует», «знает», «полагает»,
«должен» и т. д.
Нет необходимости останавливаться здесь на критике
такого понимания логики. Достаточно отметить, что это один из очередных
вариантов «неформальной» логики.
Даже из этого беглого обзора видно, что существовало
и продолжает существовать большое число разных концепций логики как
науки. К ним относятся, помимо уже упомянутых, «логика философии»,
«логика эстетики», «логика конкретного понятия» и многие иные теории,
предлагавшиеся в недавнее время и претендовавшие на описание принципов
человеческого мышления.
Эти теории чрезвычайно разнородны. Многие из них
находятся в конфликте друг с другом. Почти все они противопоставляют
себя формальной логике, являющейся, по их мнению, недостаточной в
каких-то смыслах, требующей дополнения, конкретизации и т. д.
Что общего у всех этих, так отличающихся друг от друга, теорий? Что позволяет каждой из них претендовать на имя «логика»?
Коротко говоря, объединяет их то, что каждая из них
является анализом и критикой мышления. Задача любой из «логик» —
исследование процессов и процедур реального мышления с точки зрения
постижения им истины и добра.
Каждая «логика» начинает с изучения фактически
применяемых способов рассуждения, но не останавливается на этом. Она
стремится отделить приемы, способствующие эффективному познанию
действительности, от тех, которые с большей или меньшей вероятностью
приводят к ошибкам и тупикам. «Логика» должна также систематизировать,
развить и обосновать правильные и эффективные способы рассуждения. Для
этого необходимо привести их в единую систему, выявить их
взаимоотношения, показать связь теории рассуждения с теорией и практикой
познания.
Мышление — очень сложный и многосторонний объект для
исследования. Не случайно его образно называют «вселенной внутри нас».
Изучением различных сторон мышления занимаются многие науки: психология,
философия, физиология высшей нервной деятельности, нейрофизиология,
кибернетика и др.
Особенность подхода логики к исследованию мышления в
том, что оно интересует ее с точки зрения своего содержания и той
формы, в которой выступает это содержание. Физические, химические и
т. п. процессы, происходящие в коре головного мозга в процессе мышления,
остаются при этом совершенно в стороне. Кроме того, логика интересуется
не просто содержанием и формой мышления, взятыми сами по себе, а в том
их аспекте, который непосредственно связан с познанием мира.
В этом смысле каждая из концепций, претендующих на то, чтобы называться «логикой», представляет собой анализ и критику мышления.
Нужно, конечно, реалистично отделять претензии и обещания от того, что есть на самом деле.
Разных «логик» было предложено очень много, и нет
уверенности в том, что число их не будет расти. Но только две из них
получили статус науки. Это формальная логика и диалектическая логика.
Все остальные «логики» лишены методологического
единства. В них объединяются под общей вывеской совершенно разнородные
темы, отсутствуют ясные принципы и обоснованные методы исследования,
изучаемая проблематика существенным образом совпадает с тем, что
традиционно относится к теории познания и методологии науки. Интересные в
отдельных деталях, эти «логики» лишены каких бы то ни было твердых
оснований как целостные теории мышления. |