Прошу извинения у своих юных читателей за то, что так часто ставлю
перед ними ту или иную грамматико-стилистическую задачу, и вместе с тем
прошу верить, что я пе придумываю этих задач: они существуют в языке, в
живой речи. В самом деле, какую букву дописать в окончании
прилагательного-определения в приведенном выше заголовке? Вероятно, вами
будет предложено два варианта: две большие комнаты (определение стоит в
именительном падеже) и две больших комнаты (определение стоит в
родительном падеже). Наблюдения показывают, что в наше время более
употребительна первая конструкция. Говорящие и пишущие исходят из такого
положения: два (три, четыре) больших дома (при существительных мужского
рода), два (три, четыре) больших окна (при существительных среднего
рода), но две (три, четыре) большие комнаты (при существительных
женского рода). Однако если в родительном падеже единственного
числа существительного женского рода ударение падает на окончание (гора –
горы, сестра – сестры), а в именительном падеже множественного числа –
на основу (горы, сестры), то определение в рассматриваемой конструкции
обычно ставится в форме не именительного, а родительного падежа
множественного числа: три высоких горы, две младших сестры. В
приведенных примерах определение стоит между числительным два (три,
четыре) и последующим существительным. Если же в подобных сочетаниях оно
предшествует числительному, то ставится в форме именительного падежа
независимо от грамматического рода существительного, например: последние
два месяца, первые две недели, верхние два окна. В отдельных случаях,
например прилагательные целый, полный, добрый, также в этом положении
употребляются в форме родительного падежа: целых два стакана, целых две
тарелки, целых два ведра, полных три месяца, добрых трое суток. Наконец,
возможна и третья позиция: определение стоит после сочетания
числительного два (три, четыре) и существительного и, как правило,
обособляется; в этом положении оно употребляется в форме именительного
падежа, например: Направо от двери были два окна, завешенные платками
(Л. Н. Толстой); Последние два письма, писанные карандашом, меня
испугала (А. П. Чехов). |