Приведя эту фразу как пример неправильного употребления слов, смешения
смысла, М. Горький иронически указывал, что автор «не замечает
некоторого несходства между ступней ноги и ступенью лестницы». Случаи
подобного смешения близких по звучанию, но далеких по значению или
расходящихся в своих значениях слов (языковеды называют такие слова паронимами) встречаются в практике речи довольно часто. Так, в школьном сочинении читаем: «Помещики жестоко обращались со
своими придворными». Очевидно, автор этой фразы не различает значений
слов придворный – «тот, кто входил в число лиц, приближенных к царю», и
дворовый – «крепостной крестьянин, взятый на барский двор для
обслуживания помещика». В другом примере из работы ученика
«Судьба крепостников всецело зависела от власти помещиков» смешаны слова
крепостник – «помещик» и крепостной – «крестьянин, принадлежавший
помещику на основе крепостного права». Классическим стал пример
смешения глаголов одевать и надевать. Приходилось ли вам слышать
предложения типа «Он одел пальто и шляпу и вышел на улицу»? Вероятно,
да, потому что глагол одеть (одевать) значительно активнее своего
собрата. Однако в подобных примерах литературная норма не станет
защищать такое употребление. Дело в том, что глагол одевать обозначает
действие, обращенное на другой предмет (в грамматическом значении этого
слова, то есть им может быть и человек, и животное, и неодушевленный
предмет), например: одевать ребенка, одевать коня попоной, одевать
куклу. Если же действие обращено на его производителя, то употребляется
глагол надеть (надевать), например: надеть пальто, надеть шляпу, туфли,
калоши, перчатки, очки, коньки, кольцо и т. д. Однако в конструкциях с
предлогом на глагол надеть (надевать) обозначает действие, производимое
по отношению к другому лицу или предмету, например: надеть шубу на
ребенка, надеть чехол на кресло. Смешение близких по звучанию
слов находим в предложении «Он полный невежа в вопросах искусства»
(вместо невежда – «малосведущий, малообразованный человек»; а невежа –
это «грубый, невоспитанный человек»). Какой глагол из заключенных
в скобки должен был бы выбрать председательствующий на собрании: Слово
(предоставляется – представляется) такому-то? Запомним: здесь выбор
должен быть сделан в пользу предоставляется (предоставить значит «дать
возможность, право что-либо сделать»). А значения глагола представить вы
можете сами определить по словосочетаниям 1) представить
доказательства, 2) представить своего знакомого, 3) представить к
награде, 4) представить себе все трудности путешествия, 5) представить
дело в смешном виде. И теперь выбирайте: 1) Ему была (предоставлена –
представлена) возможность поехать на юг. 2) Ему (предоставилась –
представилась) возможность поехать на юг. Если в первом случае вы
выбрали первое слово из заключенных в скобки, а во втором – второе, то
вы не ошиблись. Возможно, вы слышали, как водитель трамвая
(автобуса, троллейбуса), обращаясь к пассажирам, говорит: «Вошедшие
граждане, оплатите за проезд». Правильно ли он употребил словосочетание
«оплатить за проезд»? Нет, нужно говорить: уплатить за проезд (с
предлогом за) или оплатить проезд (без предлога). Сможете ли вы
построить предложения с паронимами: абонемент – абонент, адресант –
адресат, бережливый – бережный, болотистый – болотный, глинистый –
глиняный, земельный – земляной, искусный – искусственный, мелкий –
мелочный, обидный – обидчивый, практический – практичный, скрытный –
скрытый, соседний – соседский? А в заключение попробуем совместно
решить, какой из заключенных в скобки паронимов уместно использовать в
приводимых предложениях. Смысл этой небольшой работы сводится к
следующему: вы знаете, что в принципе одинаково возможны словосочетания
высокий дом и высотный дом, близкие холмы и ближние холмы и т. д., но в
условиях конкретного контекста один из вариантов становится
предпочтительным, и тем самым решается вопрос: а как лучше сказать?
Итак, попрошу вас сделать надлежащий выбор. 1. Самые… дома
находятся в новых кварталах города (высокие – высотные). 2. Вкусный и…
обед прибавил нам силы (сытый – сытный). 3. Любой… заслуживает осуждения
(поступок – проступок). 4. Молодой рабочий быстро… профессию токаря
(усвоил – освоил). 5. С… удовлетворением учитель отметил успехи слабого
ученика (особенным – особым), б. Все вокруг привлекательно: и… озера, и
дальние холмы (близкие – ближние). 7. Мы с братом живем в одном доме, но
па… этажах (различных – разных). 8. На вопросы мальчик отвечал с
каким-то… видом (виноватым – виновным). 9. Было жарко, и пешеходы шли
по… стороне улицы (теневой – тенистой). 10. В квартире нужно было…
ремонт (провести – произвести). 11. Мы живем в… эпоху завоевания
человеком космоса (геройскую – героическую). А теперь проверьте
себя: 1. Высокие. 2. Сытный. 3. Проступок. 4. Освоил. 5. Особым. 6.
Ближние. 7. Разных. 8. Виноватым. 9. Теневой. 10. Произвести. 11.
Героическую. |