Этими словами М. Горький подчеркивал неразрывную связь между
содержанием и формой высказывания: эту одежду необходимо подбирать «по
мерке» и «со вкусом». В первую очередь важно учитывать присущее каждому
слову значение. Возьмем такой пример: «На образе Павла Корчагина
мы видим, как закалялись и мужали наши современники в годы борьбы за
Советскую власть». Ученик, написавший эту фразу, не учел, что
современник – «тот, кто живет в одно и то же время с, кем-либо».
Очевидно, вместо «наши современники» следовало написать наши сверстники. Другой
пример из сочинения: «Образ Базарова был подмечен Тургеневым верно». Но
подметить значит «наблюдая, заметить, обнаружить». Получилось, что И.
С. Тургенев был не создателем образа Базарова, а только тонким
наблюдателем со стороны. Попутно укажем, что термин «образ»,
часто встречающийся в ваших работах, многими из вас понимается нечетко.
Например: «Героем романа М. Горького „Мать" является образ Павла
Власова». Но ведь герой (главное действующее лицо) в этом произведении –
сам Павел Власов, а не его образ (художественное изображение человека в
литературе). Аналогичная ошибка, связанная с неверным толкованием
понятия «образ»: «В романе „Евгений Онегин" представителем лучшей части
дворянской интеллигенции является образ Евгения Онегина». И здесь слово
образ излишне: представителем дворянской интеллигенции в романе был сам
Евгений Онегин, а не его образ. Если взять еще одну фразу из
ученического сочинения: «Образ Печорина крайне противоречив в романе»,
то получается, что М. Ю. Лермонтов был слабым писателем, не сумевшим
создать цельный, законченный образ. На самом деле, не образ Печорина противоречив, а противоречив его характер. Говоря
о литературоведческих (и лингвистических) терминах, встречающихся в
ваших работах, нельзя не упомянуть и о таких, как «язык» и «стиль». Если
язык – это совокупность лексико-фразеологических и
грамматических средств, используемых его носителями для целей общения,
воздействия, то стиль – приемы, способы, манера их
использования. Неразличение этих понятий приводит к такого рода ошибкам:
«В стиле романа „Отцы и дети" простые предложения чередуются со
сложными, используются разные эпитеты, имеется много метафор, сравнений и
т. д.» (вместо В языке романа…); «Для языка ранних произведений М.
Горького характерна романтическая приподнятость» (вместо Для стиля…). Для
правильной речи важно учитывать не только значение отдельно взятого
слова, но и его связь с другими словами, так называемую лексическую
сочетаемость, т. е. способность одного слова образовать по смыслу
сочетание с другим словом. Возьмем для примера такое предложение: «Наш
народ сумел завоевать революцию и перейти к новой, счастливой жизни».
Ученик, написавший эту фразу, не учел, что революцию не завоевывают, а совершают
(завоевывают власть). С этой точки зрения вы сами можете оценить
«достоинства» таких предложений из школьных письменных работ: «Однажды
Павел предупредил мать, что к нему придут запрещенные люди» (подумайте,
сочетается ли слово запрещенный с названиями одушевленных предметов); «В
конце романа Павел Власов – это уже закоренелый революционер» (подходит
ли прилагательное закоренелый со своими значениями «застарелый,
неисправимый» как определение к слову революционер?); «Молодогвардейцы
верили в неминуемую победу советского народа в Великой Отечественной
войне» (сравните: неминуемая беда, неминуемая гибель, и решите, удачно
ли сочетание «'неминуемая победа», укажите, каким подходящим словом
можно заменить в этом сочетании прилагательное неминуемый); «Добролюбов
под Катериной видел луч света, а под Кабанихой – темное царство» (удачно
ли использован глагол видеть?); «Ученик подробно рассказал
автобиографию писателя А. А. Фадеева» (вместо биографию; автобиография –
это описание своей жизни). С лексической сочетаемостью соединена
логическая связь слов в предложении, которая тоже нередко нарушается в
речи. Рассмотрим такое предложение: «Сложный и оригинальный внутренний
облик Катерины нашел свое отражение в ее языке, самом ярком среди
действующих лиц „Грозы" (язык оказался „действующим лицом"). А
теперь сами найдите аналогичные ошибки, основанные на неправильном
сопоставлении: 1) «Самым бедным из этой группы действующих лиц является
язык Варвары». 2) «Подобно многим другим его произведениям идея этой
повести вынашивалась писателем в течение ряда лет». Как вы исправили эти
предложения? |