Языковые средства следует расходовать экономно. Если «краткость – сестра таланта» (А. П. Чехов), то многословие – враг ясности. Нередко
встречаются сочетания слов, настолько близких по выражаемому ими
понятию, что некоторые из данных слов становятся совершенно лишними.
Например, «впервые знакомиться» (знакомиться «во второй раз» уже нельзя;
оборот возник, вероятно, под влиянием словосочетания впервые
встретиться); «мы дорожим каждой минутой времени» (лишнее слово времени;
допустимы сочетания каждая минута рабочего времени, каждая минута
учебного времени и т. п.); «вернуться в апреле месяце» (лишнее слово
месяце); «десять рублей денег» (лишнее слово денег); «написал свою
автобиографию» (в слове автобиография уже заключено понятие своя);
«отступить назад на два шага» (лишнее слово назад, так как вперед не
отступают) и т. п. Языковеды называют такое явление плеоназмом (излишеством). М.
Горький в советах начинающим писателям неоднократно приводил примеры
того, как можно одну и ту же мысль выразить короче, экономнее. Так,
рассматривая предложение «Не суй своего носа, куда не следует», он на
полях рукописи замечает: «А разве можно совать чужой нос?» В сочетаниях
«своя родная семья», «молча, без слов», «слизывая капельки с волос усов»
М. Горький отмечает удвоение понятия: своя – это и есть «родная»; молча
– значит «без слов»; усы – это «волосы на верхней губе». Исправляя
присланную ему рукопись, М. Горький заключает лишние слова в скобки:
«Пролетали (мимо) дни, недели…»; «Все было продумано до (самых)
мельчайших подробностей». «Если пишет многословно, – это тоже значит,
что он сам плохо понимает то, о чем говорит», – утверждал Горький. Многословие
легко переходит в пустословие. Возьмем такой пример: «Наш командир еще
за 15 минут до своей смерти был жив» (предложение взято из шуточной
песни французских солдат начала XVI в.). Подобные примеры
характеризуются не только комической нелепостью и выражением
самоочевидной истины, но и присущим им многословием: ведь ясно, что
человек жив до своей (а не чужой) смерти. Сравните другие такие
же «глубокомысленные» фразы: «Для приготовления яичницы нужно иметь по
крайней мере одно яйцо»; «Он скончался в среду; проживи он еще один
день, то умер бы в четверг». О творцах подобных истин А. С. Пушкин
писал: «Наши критики говорят обыкновенно: это хорошо, потому что
прекрасно; а это дурно, потому что скверно». Итак, побольше мыслей, поменьше слов. «Искусство писать – это искусство сокращать», – говорил А. П. Чехов. Лишние
слова свидетельствуют не только о стилистической небрежности, они
указывают также па нечеткость представлений автора о предмете
высказывания. |