В этом предложении, взятом из ученического
сочинения, в роли одного и того же подлежащего выступает сначала имя
существительное Манилов, а затем местоимение 3-го лица он. Никаких
оснований для такого построения данного предложения не было. Сравните
также: «Чиновники в комедии „Ревизор", они типичны для бюрократической
среды тогдашней России». И в этом случае допущена стилистическая ошибка –
избыточное повторение подлежащего. Однако подобное построение
предложения (дублирование подлежащего) может быть использовано как
особый стилистический прием: сначала называется лицо или предмет, чтобы
привлечь к нему внимание, а последующий текст содержит высказывание об
этом лице или предмете. Такое построение встречается, с одной
стороны, в торжественном стиле, в ораторской речи, в поэтическом языке,
например: Твой милый образ, незабвенный, он предо мной везде, всегда…
(Ф. И. Тютчев); Весь облик Грузии любимой, он стал другим в сознаньи
жить (Н. Тихонов); Слезы унижения, они были едки (К. Федин); с другой
стороны, в разговорном языке и в просторечии, например: Дьявол – он
самый хвастун (Л. Н. Толстой); А отец – он Якова больше любит (М.
Горький); Девочки – они аккуратно носят вещи (А. Коптяева). В последних
примерах эти построения использованы для речевой характеристики
персонажей. Использование в устной речи можно объяснить тем, что
говорящий хочет выиграть время и, делая паузу, пусть даже очень
небольшую, заполняет ее вставкой личного, местоимения и в это мгновение подбирает слова для продолжения речи. |