Добавим еще и такие примеры: «Поиски Пушкина новых средств и приемов
художественной выразительности»; «Повесть „Степь" – это итог сложных
исканий Чехова своей творческой манеры»; «Талантливые зарисовки
героических будней нашего народа таких писателей, как…». Возможно,
вы сами обратили внимание на общий для приведенных предложений
стилистический недостаток: рядом или почти рядом стоят два родительных
падежа с разными значениями («Поиски Пушкина… средств и приемов…»;
«…искания Чехова… творческой манеры»; «…зарисовки будней… талантливых
писателей…»). Первый из этих падежей – это родительный субъекта (обозначает производителя действия), второй – родительный объекта
(называет предмет, на который обращено действие). Такое соседство обоих
падежей затрудняет восприятие содержания предложения, вы невольно
«спотыкаетесь» при чтении. А вот наш заголовок в такой редакции:
Характеристика Добролюбовым «темного царства» (с заменой родительного
субъекта творительным падежом), – и вы уже почувствуете некоторое
облегчение. А еще лучше: Характеристика, данная Добролюбовым «темному
царству». А теперь попробуйте самостоятельно проделать подобную
операцию с предложениями: «Принцип активности и сознательности усвоения
знаний учащихся»; «Метод систематического и последовательного изложения
учителя учебного материала» (примеры приведены М. Шагинян). В
отдельных случаях может возникнуть неясность или двусмысленность при
использовании даже одного родительного падежа, например в назывных
предложениях: Возвращение сына (он сам вернулся или его вернули?). Или в
таком предложении: «Проверка комсомольского бюро показала…» (бюро
проверяло или его проверяли?). Исправление подобных предложений
заключается в замене родительного субъекта или родительного объекта
другой конструкцией:
1) Проверка, проведенная комсомольским бюро,
показала…
2) Проверка работы комсомольского бюро показала… |