Это предложение показывает, что непродуманный подбор слов, в данном
случае – слов с неудачным соседством одинаковых звуков, может сделать
речь неблагозвучной. Сравните также «Имеется стоянка машин и у
аэропорта» (скопление гласных, так называемое зияние); «Нельзя проводить
все время в веселии и играх» (то же самое); «Построенное здесь здание
не сдано еще в эксплуатацию» (скопление одних и тех же сочетаний
согласных); «Данко был горд и смел, он звал в бой их всех»
(неблагозвучие вызвано обилием в предложении односложных слов, большей
частью находящихся под ударением). М. Горький уделял большое
внимание благозвучию речи. В письме одному рабкору он писал: «Русский
язык достаточно богат. Но у него есть свои недостатки, и один из них –
шипящие звукосочетания: – вши, – вша, – вшу, – ща, -щей. На первой
странице вашего рассказа вши ползают в большом количестве: «прибывшую»,
«проработавший», «говоривших». Вполне можно обойтись и без насекомых». Этого
принципа М. Горький придерживался при работе над языком собственных
произведений. Можно привести такой пример авторской правки, связанной с
устранением из текста рассказа «Челкаш» лишних причастных форм: Первая редакция Это
было такое смутное, независимо от воли назревшее, досадливое чувство,
копошившееся где-то глубоко и мешавшее ему сосредоточиться и обдумать
все то, что нужно было совершить в эту ночь. Окончательная редакция Смутное,
медленно назревавшее, досадливое чувство копошилось где-то глубоко и
мешало ему сосредоточиться и обдумать то, что нужно было сделать в эту
ночь. Горький указывал также на необходимость избегать звукового
совпадения конечного слога одного слова с одинаковым начальным слогом
следующего слова, например: «Ночлежка – каменный череп» (подчеркнуты два
ка); «Лезет пыль за глаза, за воротник, в рот» (подчеркнуты два рядом
стоящие за); «Работаю как каторжник» (о соседстве двух последних слов
Горький писал, что «это скверно»). В том же духе высказывался и
А. П. Чехов: «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я
не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их». Требования
к звуковой стороне речи приложимы не только по отношению к
художественной литературе, но и к текстам других стилей. Известен пример
насмешливого замечания В. И. Ленина на комиссионный проект программы
Российской социал-демократической рабочей партии. В § 13 проекта
говорилось: «В России рядом с капитализмом, быстро распространяющим
область своего господства и становящимся все более и более преобладающим
способом производства, на каждом шагу встречаются еще остатки нашего
старого, докапиталистического общественного порядка…» По поводу этого
параграфа В. И. Ленин сделал замечание: «Кланяюсь и благодарю за
малюсенький шажок ко мне. Но «становящимся, преобладающим»… щи… щи – фи,
фи!» (т. 6, с. 250). Хотя мы с вами, мои читатели, не ведем
диалога, но я предвижу с вашей стороны вопрос-возражение: а как же
скопление причастий у поэтов? И тут же пример из Н. А. Некрасова: От ликующих, праздно болтающих, Обагряющих руки в крови, Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви. Могу к этому примеру, чтобы усилить вашу аргументацию, добавить и другой – из А. Твардовского: Вспомним с нами отступавших, Воевавших год иль час, Павших, без вести пропавших, С кем видались мы хоть раз, Провожавших, вновь встречавших, Нам попить воды подавших, Помолившихся за нас. Нетрудно
видеть, что в последнем отрывке из «Василия Теркина» причастия,
перешедшие в существительные, как книжные формы, своим скоплением
усиливают патетическую торжественность речи, что их включение в стихи –
результат сознательного применения особого стилистического приема. Когда
же речь идет о какофонии (неблагозвучии, сочетании звуков, режущем
слух), то имеется в виду повторение одних и тех же звуков, в частности
шипящих в причастиях, по недосмотру, не связанное со стилистическим
заданием. Такие случаи остроумно использовал для создания пародии
писатель-сатирик В. Ардов в фельетоне «Суконный язык»: Лица,
ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и
вырывающейся граблями, а также толкающиеся, пристающие к гуляющим,
бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие
ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся
детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и
кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися. С
другой стороны, повторение одних и тех же звуков используется для так
называемой звукописи (звуковой оркестровки), сущность которой
заключается в соответствии фонетического состава фразы изображаемой
жизненной ситуации. Например, повтор звуков ш, п и н у А. С. Пушкина:
Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой. Сравните также в
«Сказках об Италии» М. Горького: шелковый шорох моря, звенят веселые
зеленые волны, течет вино в желтую чашу, течет и звучит и т. п. |