Согласитесь, что не сразу мы здесь найдем владельца дома. Недостатком
этого предложения является нагромождение (нанизывание, расположение
цепочкой) одних и тех же падежных форм. Чаще всего происходит
нанизывание родительных падежей в связи с большой распространенностью
родительного приименного: строго говоря, нет случая, когда при имени
существительном нельзя было бы употребить другое существительное в форме
родительного падежа. Вот и появляются предложения вроде
следующих: «В целях дальнейшего улучшения дела постановки качества
воспитания подрастающего поколения…»; «Для решения задачи ускорения
подъема уровня сельского хозяйства…»; «Для выполнения требования
устранения отставания производства канцелярских принадлежностей…» и т.
п. И совсем плохо, когда подобные предложения встречаются в пособиях для
школы: «Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления
показа трагизма его судьбы» (пример приведен К. Чуковским). Такие
предложения стилистически неприемлемы: от них не только за километр
отдает канцелярским душком, но они просто маловразумительны. А ведь
исправить их совсем не трудно: достаточно в каком-нибудь месте «разбить»
цепочку родительных падежей, чтобы облегчилось восприятие текста.
Первый из примеров можно было бы исправить так: Чтобы повысить качество
воспитания подрастающего поколения… Соответственно в других примерах:
Чтобы ускорить подъем сельского хозяйства…; Чтобы устранить отставание
производства канцелярских принадлежностей… Реже встречается
стечение других одинаковых падежей, но и оно возможно, особенно
нанизывание форм творительного падежа, например: «Дети любовались
освещенной луной поляной»; «Дрессировщик был поднят слоном хоботом»;
«Речь была встречена присутствующими шумными аплодисментами»; «Вы
недовольны чем-то мною»; «Мы заинтересовались написанным мелким почерком
письмом»; «Для овладения учениками навыками устной и письменной речи
нужны специальные тренировочные упражнения»; «Он встал из-за стола с
налитым гневом злобным лицом»; «Лечили больных туберкулезом
хирургическим методом» и т. п. Как исправить такие предложения? Дети
любовались поляной, освещенной луной; Слон поднял дрессировщика хоботом;
Присутствующие встретили речь шумными аплодисментами; Вы чем-то
недовольны мной и т. д. Исправьте самостоятельно остальные предложения. Встречается
и нанизывание других падежей (дательных, предложных), например:
«Приступили к подготовке к соревнованию» (вместо Начали готовиться к
соревнованию); «Обсуждался вопрос о соглашении о взаимной помощи»
(вместо Обсуждалось предварительно соглашение о взаимной помощи); «К
любви к людям у него примешивалось чувство сострадания к ним» (вместо
Любовь к людям у него сочеталась с чувством сострадания к ним);
«Говорили также о воспоминаниях о детстве» (возможный вариант правки:
Темой разговора были также воспоминания о детстве). Следует также
избегать скопления падежных форм с одинаковыми предлогами, например:
«Обращение к стремящейся к знаниям молодежи» (вместо …к молодежи,
стремящейся к знаниям); «Беседа с педагогом с большим стажем» (вместо… с
педагогом, имеющим большой стаж). |