Что понимать под культурой речи? Культурной можно считать такую речь,
которая отличается смысловой точностью, богатством и разносторонностью
словаря, грамматической правильностью, логической стройностью,
выразительностью. Культурная речь в своей устной форме должна отвечать
существующим в настоящее время нормам произношения, в письменной форме –
нормам орфографии и пунктуации. Что понимать под языковой
нормой? Нормы бывают двоякого рода. Одни из них строго обязательны и не
допускают никакого нарушения, как, например, грамматические или
орфографические нормы. Такие нормы применяются, когда решается вопрос:
как надо говорить или писать? Другие представляют собой наиболее
распространенные, предпочтительные языковые (речевые) варианты из
закрепившихся в практике использования, варианты, наилучшим образом
выполняющие свою функцию. Именно с этими вторыми нормами (вариантами
норм) мы сталкиваемся в стилистике, когда решается вопрос «А как лучше сказать?». Напрасной
была бы попытка ответить на этот вопрос однозначно, стремление дать
своего рода рецепты на все случаи речевой практики. Дело в том, что,
несмотря на известную свою устойчивость (иначе перед нами будет что-то
преходящее в языке, а не прочный образец), норма изменяется в результате
развития самого языка. Эта подвижность нормы нередко приводит к тому,
что для одного и того же языкового явления имеется в данный период не
один-единственный способ выражения, а больше: прежняя норма еще не
утрачена, но наряду с ней возникает уже новая. Сравните сочетания типа
много народу – много народа, чашка чаю – чашка чая, в которых формы на –
у(-ю) свойственны прежнему употреблению, а формы на– а(-я) –
современному. Другой пример: произношение суффикса – ся (в возвратных
формах глагола) с твердым [с] – прежняя норма, с мягким [с'] –
теперешняя. В обоих случаях прежнее и теперешнее сосуществуют, между
ними возможен выбор, перед нами варианты нормы в хронологическом плане,
т. е. в их временной последовательности. Другой путь появления
вариантов нормы связан с тем, что в языке, в зависимости от выполняемой
им функции (служить посредником при общении, или способом передачи
мыслей и чувств, или средством воздействия на других членов данного
языкового коллектива), в зависимости от конкретных условий его
использования, возникают особые разновидности – стили, характеризующиеся
каждый своими признаками (преимущественным использованием определенных
лексических и фразеологических средств, синтаксических конструкций и т.
д.): Среди стилей выделяются две большие группы: стили книжные (чаще в
письменной форме) и разговорный (чаще в устной форме), которые обычно
располагают своими вариантами норм. Сравните формы именительного падежа
множественного числа договоры – договора, слесари – слесаря, из которых
одни (с окончанием – ы или – и) являются книжными, а другие (с
окончанием – а или – я) – разговорными. Другой пример: формы предложного
падежа единственного числа в отпуске, в цехе (с окончанием – е) –
книжные, а формы в отпуску, в цеху (с окончанием – у) – разговорные. Таким
образом, наряду с вариантами нормы, возникающими в хронологическом
плане (старые и новые варианты), сосуществуют варианты, обязанные своим
появлением выделению в языке различных стилей (книжные и разговорные
варианты). Остается добавить, что, как правило, старые варианты
совпадают с книжными, а новые – с разговорными. Наличие вариантов
нормы, наличие двояких форм для выражения одного и того же языкового
явления обогащает язык, создает возможности более точного и более
тонкого оформления высказывания. Но при этом выбор в каждом конкретном
случае должен быть обоснован, должен быть стилистически оправдан.
Уместно вспомнить слова А. С. Пушкина: «Истинный вкус состоит не в
безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве
соразмерности и сообразности». Вернемся к заглавию предлагаемой
книги: «А как лучше сказать?» Сама формулировка вопроса говорит о том,
что имеются возможности улучшать качество нашей речи, совершенствовать
ее. Какие же требования предъявляются к хорошей речи? Какие признаки ее
характеризуют? Правильность речи, т. е.
соответствие принятым в определенную эпоху литературно-языковым нормам.
«Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и
потом в практике жизни». (Д. И. Писарев.) Точность
речи, т. е. соответствие мыслям говорящего или пишущего. «Точность
слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего –
требованием смысла». (К. Федин.) Ясность речи,
т. е. доступность пониманию слушающего или читающего. «Говори так, чтобы
тебя нельзя было не понять», – писал еще в античные времена римский
учитель красноречия Квинтилиан. Логичность речи,
т. е. соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается
нечеткостью мышления. «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь;
неточность и запутанность выражений свидетельствует только о
запутанности мыслей». (Н. Г. Чернышевский.) Простота
речи, т. е. безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности,
«красивостей» слога. «Под напыщенностью и неестественностью фразы
скрывается пустота содержания». (Л. Н. Толстой.) Богатство
речи, т. е. разнообразие используемых языковых средств. «Задачи,
которые вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют
большего богатства слов, большего обилия и разнообразия их». (М.
Горький.) Сжатость речи, т. е. отсутствие лишних
слов, ненужных повторений. «Если пишет многословно, – это тоже значит,
что он сам плохо понимает то, о чем говорит». (М. Горький.) Чистота
речи, т. е. устранение из нее слов нелитературных, диалектных,
жаргонных, просторечных, вульгарных, а также слов иноязычного
происхождения, употребляемых без надобности. «Употреблять иностранное
слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и
здравый смысл, и здравый вкус», (В. Г. Белинский.) Живость речи, т. е. отсутствие шаблонов, выразительность, образность, эмоциональность. «Язык должен быть живым». (А. Н. Толстой.) Благозвучие
речи, т. е. соответствие требованиям приятного для слуха звучания,
подбор слов с учетом их звуковой стороны. «Вообще следует избегать
некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и
свистящих звуков, избегаю их». (А. П.Чехов.) В какой мере
указанные выше требования соблюдаются вами, мои юные читатели? К
сожалению, нередко в вашей речевой практике встречаются значительные
отклонения от литературной нормы. Возьмем на выбор письменные работы
ваших сверстников – старшеклассников и абитуриентов – лиц, поступающих в
вузы. Ознакомимся с отдельными выдержками из этих работ, и, может быть,
некоторые примеры вызовут у вас улыбку. «Салтыков-Щедрин
изобразил тяжелое положение крестьянства в лице лошади»; «Базаров –
молодой человек с захудалым лицом»; «Катерина и Кулигин – лучшие
представители „темного царства". (Авторы приведенных курьезов слабо
разбираются в значении слов, не учитывают способности слов соединяться
друг с другом по смыслу.) „Сатин первый раскусывает Луку"; „Манилов
умеет только трепать языком". (Ошибочно употреблены просторечные слова.)
«Иудушка отличается от своих братьев подхалимством и дурманными
методами». (Автор занимается неоправданным словотворчеством.) «Партизан
спрятался в закуте»; «При этом известии у них сполох произошел».
(Ненужная в сочинении диалектная лексика.) «Роман „Что делать?" сыграл
большое значение в литературе и обществе». (Искажение устойчивых
оборотов.) Таков далеко не полный перечень характерных для
старшеклассников лексических ошибок. Работе над их устранением посвящен
первый раздел этой книги. А как обстоит дело с использованием
форм частей речи, с построением предложений? Все ли здесь благополучно?
Не будем забегать вперед, подождем до рассмотрения материалов второго
раздела, посвященного вопросам грамматической стилистики. В
последующих двух разделах книги мы обратим внимание на использование
изобразительно-выразительных средств языка, его стилистических
возможностей, оживляющих речь, создающих ее выразительность, на
нормативное произношение и ударение. Как же все-таки правильно
писать и говорить? Как лучше выразить мысль при наличии допустимых
языковых вариантов? Как придать высказыванию выразительность? Как
пользоваться правилами литературного произношения и ударения? Для
получения ответов на поставленные вопросы нам с вами придется проделать
небольшое путешествие в разные области языка – его лексику, грамматику,
стилистику, орфоэпию. Итак, в добрый путь!
Немного юмора
|