Упражнение 1. Предложения с последовательным
подчинением придаточных. Подчеркните главные
члены, задайте вопросы к придаточным частям.
Образец. Он чувствовал, (что побледнел),
(когда перешел через порог гостиной).
1. Я открыл глаза тогда, (когда услышал), (что до
берега недалеко).
2. Я всегда знал, (что он ветреный человек), (на
которого нельзя надеяться).
3. Она гонит от себя впечатления этой сцены,
(потому что чувствует), (что готова расплакаться).
4. Послы сказали, (что возьмут с условием), (если и
он примет ответный подарок).
Упражнение 2. Определите границы
придаточных частей скобками, расставьте знаки
препинания.
Образец: Мне показалось, (что один из них
поклонился нам), (когда мы поравнялись с ними).
1. Я полагаю что все короли хотят чтобы мы
приняли турецкую веру.
2. За нами долго следила японская джонка чтобы
посмотреть куда мы направимся.
3. Нехорошо что у вас все больные такой крепкий
табак курят что всегда расчихаешься когда
войдешь.
4. Вы думали что я буду слушать смиренно
дерзости потому что у меня нет денег которые бы я
мог бросить на стол.
5. Я забыл сказать что губернатор ужасно
обрадовался когда объявили ему что мы уходим.
Упражнение 3. Предложения с параллельным
(неоднородным) подчинением. Покажите границы
главного и придаточных предложений, задайте к
придаточным предложениям вопросы.
[Но теперь, (когда я могу рассуждать), я уверена],
(что ты останешься жив).
1. Индюшка любила жаловаться, когда была
голодна, и требовала, чтобы Индюк ее жалел.
2. Зато, чтоб утешить меня, он приказал ему
верхом объехать поле и взял меня с собою, чтобы
при мне поймать зайца.
3. Я желал вырвать его из среды злодеев, которыми
он предводительствовал, и спасти его голову, пока
еще было время.
4. Чичиков заметил, что в самом деле неприлично
такое безучастие к чужому горю, и потому вздохнул
тут же и сказал, что соболезнует.
Упражнение 4. Подчеркните главные члены,
укажите границы главного и придаточных
предложений, к придаточным задайте вопросы,
расставьте знаки препинания.
1. Везде где только сидят он останавливался чтоб
показать себя.
2. Утром когда мы опять остановились пить чай я
узнал что мои страхи были не совсем
неосновательны.
3. Нина просила не рассказывать никому что она
проболталась и уверяла что ее будут очень ругать.
4. Накануне вечером когда я уже спал отец мой
виделся с теми стариками которые гостили у брата.
5. Впоследствии когда мои слова сделались
известны тетушкам они заставили меня повторять
их и так хохотали что приводили меня в
совершенное изумление.
Упражнение 5. Однородные придаточные
предложения. Задайте вопросы к придаточным
предложениям.
Образец. Все говорили, (что я
переменился), (что я вырос и поумнел).
1. Ко мне пришел Савич сказать, (что последняя
лодка идет на берег), (чтоб я поторопился).
2. В то же время мелькала у меня мысль, (что я
спрятался), (что маменька не услышит моих слез).
3. Там был старенький домишко, (где жил некогда
мой дедушка), (где родились все мои тетки и мой
отец).
Упражнение 6. Однородные придаточные,
связанные союзом И. Подчеркните главные члены.
Задайте к придаточным частям вопросы.
1. Расскажи мне хорошенько, каков он собою и
что он за человек.
2. Мать сказала, что устала лежать и
(что) ей хочется посидеть.
3. Они убегали на Запорожье, если умели найти
дорогу и если не были перехватываемы на
пути.
4. Его надо видеть летом, когда все деревья
будут покрыты плодами и (когда) заиграют
все мои двадцать родников.
5. Я хочу рассказать вам историю женщины, которую
вы все видели и которую никто из вас
не знал.
Упражнение 7. Расставьте знаки препинания
в предложениях с однородными придаточными.
Объясните графически.
1. Мы остановились около какого-то шалаша где
продавали прохожим хлеб и где наши матросы
купили страусовых яиц.
2. Мы тут нашли несколько окаменелостей которые
долго у нас хранились и которые можно назвать
редкостью.
3. В это время донесли графу что в деревне
спрятаны пороховые запасы и нужно опасаться
взрыва.
4. В Пекине узнают об этом тогда когда уже будут
они под стенами и помешать чужому влиянию будет
трудно.
5. К чтению меня также не тянуло потому что все
было давно перечитано не один раз и многое
выучено наизусть.
Упражнение 8. «Стык союзов». Покажите
границы частей сложного предложения, расставьте
знаки препинания.
Образец. [Мы понимаем], (что,
(если погода не переменится), _ поездку
придется отложить).
1. Случилось так что когда мы ехали не
было ни малейшей зыби.
2. Я был уверен что если он понадобится то
он сразу же приедет.
3. Я промолчал потому что хотя знал
многое но не хотел ссоры.
4. Он знал что если он протянет руку с
кустов посыплется роса.
5. Он отвечал что если бы не он то
никто бы не спасся. |