(1)
Бунина больше привлекали люди добрые, но с трудной жизненной судьбой,
натуры мечтательно-поэтические, обычно склонные к раздумьям над прожитой
им жизнью и смыслом человеческого бытия вообще. (2) Для чего человек
живет? (3) Почему так коротка людская жизнь? (4) И почему так мало
счастья выпадает на долю почти каждого человека? (5) Эти вопросы ставит
философствующий фантазер Капитон Иваныч (рассказ «На хуторе», 1985). (6)
Сливая свой голос с голосом своего героя, автор рассказа восклицает:
(7) «Как в сущности коротка и бедна человеческая жизнь!» (8) Кажется,
совсем недавно Капитон Иваныч был мальчиком, юношей, молодым человеком, и
вот он уже старик, для которого теперь все в прошлом: жизнь кончается,
скоро умирать. (9) А природа, весь окружающий мир, люди, вероятно, и не
заметят его исчезновения. (10) «Как же это так? – сказал он вслух. –
(11) Будет все по-прежнему, будет садиться солнце, будут мужики с
перевернутыми сохами ехать с поля… будут зори в рабочую пору, а я ничего
этого не увижу, да не только не увижу – меня совсем не будет!» (12) Для
чего он жил? (13) И чего он достиг? (14) Почему жизнь так обидно
коротка?
(15) Подобные вопросы задают себе не
только люди философского склада ума, не только образованные мечтатели и
«фантазеры», вроде Капитона Иваныча.
(Ф.И. Кулешов)
1. Определите тип текста.
1) описание
2) повествование
3) рассуждение
2. Определите стиль текста. 4) разговорный
1) научный
2) художественный
3) официально-деловой
3. Какой из следующих афоризмов
наиболее полно выражает основную мысль текста и мог бы служить эпиграфом
к нему? 4) Жизнь – не что иное, как длинный ряд усилий для доставления
себе счастья. (П. Бауст)
1) Искусство жизни состоит не столько в
том, чтобы сесть в подходящий поезд, сколько в том, чтобы сойти на
нужной станции. (А. Зигфрид)
2) Жизнь не горька для того, кто твердо убежден, что вовсе не жить – не беда. (Эпикур)
3) Жизнь человека похожа на дорогу,
кончающуюся страшной пропастью: с первого же шага нас об этом
предупреждают, но закон неумолим, надо идти вперед; хотелось бы
вернуться, да нет возможности: все обрушилось, исчезло. (Ж. Боссюэ)
4. Какое предложение связано с предыдущим с помощью соединительного союза и лексического повтора? 4) 9
1) 2
2) 3
3) 4
5. Какое предложение связано с предыдущим с помощью указательного местоимения? 4) 14
1) 2
2) 5
3) 7
6. В каком предложении использованы градация и контекстуальные антонимы? 4) 9
1) 1
2) 4
3) 8
7. В каких предложениях текста используется риторический вопрос? 4) 15
1) 2
2) 3
3) 4
8. Какие средства выразительности используются в одиннадцатом предложении? 5) риторическое восклицание
1) антитеза
2) повтор
3) оксюморон
4) аллегория
9. Укажите значение слова выпадать(ет) в четвертом предложении текста. 4) об осадках: пойти
1) падать наружу, вываливаться
2) ослабев и отделившись от своего основания, падать; исчезать
3) случаться, приходиться на долю
ОТВЕТЫ
1. 3
2. 2
3. 3
4. 3
5. 2
6. 3
7. 1, 2, 3
8. 1, 2, 5
9. 3 |