(1)
Никогда история мира не принимает такой важности и значительности,
никогда не показывает она такого множества индивидуальных явлений, как в
средние века. (2) Все события мира, приближаясь к этим векам, после
долгой неподвижности, текут с усиленною быстротою, как в пучину, как в
мятежный водоворот, и, закружившись в нем, перемешавшись, переродившись,
выходят свежими волнами. (3) В них совершилось великое преобразование
всего мира; они составляют узел, связывающий мир древний с новым; им
можно назначить то же самое место в истории человечества, какое занимает
в устроении человеческого тела сердце, к которому текут и от которого
исходят все жилы. (4) Как совершилось это всемирное преобразование? (5)
Какие удержались в нем старые стихии? (6) Что прибавлено нового? (7)
Каким образом они смешались? (8) Как образовалось величественное,
стройное здание веков новых? – (9) Это такие вопросы, которым равные по
важности едва ли найдутся во всей истории. (10) Все, что мы имеем, чем
пользуемся, чем можем похвалиться перед другими веками, все устройство и
искусное сложение наших административных частей, все отношения разных
сословий между собою, самые даже сословия, наша религия, наши права и
привилегии, нравы, обычаи, самые знания, совершившие такой быстрый
прогрессивный ход, – все это или получило начало и зародыш, или даже
развилось и образовалось в темные, закрытые для нас средние века. (11) В
них первоначальные стихии и фундамент всего нового; без глубокого и
внимательного исследования их не ясна, не удовлетворительна, не полна
новая история; и слушатели ее похожи на посетителей фабрики, которые
изумляются быстрой отделке изделий, совершающейся почти перед глазами
их, но позабывают заглянуть в темное подземелье, дающее толчок всему:
такая история похожа на статую художника, не изучившего анатомии
человека.
(Н.В. Гоголь «О средних веках»)
1. Определите тип текста.
1) описание
2) повествование
3) рассуждение с элементами повествования
4) рассуждение
2. Определите стиль текста. 5) публицистический
1) разговорный
2) научный
3) художественный
4) официально-деловой
3. В каком предложении выражена основная мысль автора?
1) 1
2) 4
3) 9
4. Какие предложения связаны с предыдущими с помощью личных местоимений?
1) 2
2) 3
3) 9
5. Какие предложения связаны с предыдущими с помощью лексических повторов?
1) 2
2) 3
3) 4
6. В каком предложении используется сравнение?
1) 1
2) 2
3) 9
7. Какое средство выразительности использовано в восьмом предложении? 4) овеществление
1) сравнение
2) метафора
3) перифраз
8. Какое средство выразительности использовано в десятом предложении? 4) оксюморон
1) эпитет
2) сравнение
3) повтор
9. Укажите значение слова узел в третьем предложении. 5) единица скорости судна, равная одной морской миле в час
1) место, где туго соединены, связаны концы чего-нибудь, или петля, стянутая на чем-нибудь
2) место скрещения, связи чего-нибудь
3) в живом организме: скопление клеток, утолщение
4) вещи, увязанные в кусок мягкого материала
10. Какое слово в десятом предложении употреблено в переносном значении? 6) средние
1) отношения
2) сословия
3) религия
4) прогрессивный
5) закрытые ОТВЕТЫ
1. 3
2. 3
3. 1
4. 2, 4
5. 1, 3
6. 2
7. 2
8. 1, 3
9. 2
10. 5 |