(1)
Преподаватель истории должен призвать в помощь географию, но не в том
жалком виде, в каком ее часто принимают, то есть для того только, чтобы
показать место, где что происходило. (2) Нет! (3) География должна
разгадать многое, без нее неизъяснимое в истории. (4) Она должна
показать, как положение земли имело влияние на целые нации; как оно дало
особенный характер им; как часто гора, вечная граница, взгроможденная
природою, дала другое направление событиям, изменила вид мира, преградив
великое разлитие опустошительного народа или заключивши в неприступной
своей крепости народ малочисленный; как это могущее положение земли дало
одному народу всю деятельность жизни, между тем как другой осудило на
неподвижность; каким образом оно имело влияние на нравы, обычаи,
правление, законы. (5) Здесь-то они должны увидеть, как образуется
правление; что его не люди совершенно устанавляют, но нечувствительно
устанавливает и развивает самое положение земли; что формы его оттого
священны, и изменение их неминуемо должно навлечь несчастье на народ.
(Н.В. Гоголь «О преподавании всеобщей истории»)
1. Определите тип текста.
1) описание
2) повествование
3) рассуждение
4) рассуждение с элементами описания
5) рассуждение с элементами повествования
2. Определите стиль текста. 4) художественный
1) разговорный
2) научный
3) официально-деловой
3. Какое утверждение противоречит точке зрения автора? 4) Изменение форм положения земли влечет за собой несчастье для народа.
1) География должна помочь истории: показать место, где что происходило.
2) География должна помочь объяснить то, что невозможно выяснить без нее в истории.
3) География должна показать, каким образом положение земли влияло на нравы и обычаи народа.
4. Какое предложение связано с предыдущим с помощью личного местоимения и лексического повтора?
1) 2
2) 3
3) 4
5. Какое средство выразительности использовано в третьем предложении? 4) овеществление
1) сравнение
2) оксюморон
3) олицетворение
6. В каком предложении используется антитеза?
1) 1
2) 2
3) 4 ОТВЕТЫ
1. 5
2. 4
3. 1
4. 3
5. 3
6. 3 |