То новое, чем обогатил
Сергей Есенин словесное искусство России
периода ожесточённой классовой борьбы, было
необходимо огрубевшей и суровой русской жизни
конца 10-х годов. В ту пору передовая
революционная поэзия вышла на площадь и начала
говорить с новым многомиллионным читателем и
слушателем языком политики и исторической злобы
дня. Воздух сотрясали отчуждённохолодные
металлические ритмы стихов Пролеткульта и
«Кузницы». В это-то время и зазвучал очень
естественный, будто слово взяла сама природа,
голос С.Есенина. Вместе с его стихами в
литературу вошло нечто жизненно-коренное,
беззащитнотревожное и легкоуничтожимое в силу
своей душевной распахнутости, предельной
искренности и интимной доверительности.
Немногие уловили в хрустально-чистом и
по-весеннему звонком голосе С.Есенина ноту
высокого внутреннего напряжения и надрыва, ещё
меньший круг лиц оценил его творчество как
глубинное выражение революции, которая не только
затронула сознание человека, но и обрекла его на
"каторгу чувств”. Одни увидели в нём
златокудрого Леля, идиллического пастушка,
талант беспечный и лёгкий. Другие — отщепенца,
утратившего почву и связь с народом, бродягу и
деклассированный "элемент”, обладающий
заразительным и социально опасным упадочным
настроением. Его называли "Дон Кихотом деревни и
берёзы”, "беспутным гением” и попросту
"хулиганом”.
Судьба и творческий путь Сергея Есенина сложны
и противоречивы. Забегая несколько вперёд,
скажем, что основной болевой нерв есенинской
лирики — в разладе между природой и
цивилизацией. М.Горький, встретившийся с поэтом в
Берлине в мае 1922 года, с редкой проницательностью
определил местоположение "солнечного
сплетения” и в натуре Есенина, и в его лирике:
"…Сергей Есенин не столько человек, сколько
орган, созданный природой исключительно для
поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали
полей», любви ко всему живому в мире и милосердия,
которое — более всего иного — заслужено
человеком”.
По В.Васильеву («Поэтическое
сердце России»)
Задание. Докажите, обращаясь к анализу
произведений С.Есенина, что основным конфликтом
его лирики был разлад между природой и
цивилизацией. |