Похоже, что вся Россия раскололась теперь на
Ахматовых и Маяковских. Между этими людьми
тысячелетья. И одни ненавидят других.
Ахматова и Маяковский столь же враждебны друг
другу, сколь враждебны эпохи, породившие их.
Ахматова есть бережливая наследница всех
драгоценнейших дореволюционных богатств
русской словесной культуры. У неё множество
предков: и Пушкин, и Баратынский, и Анненский. В
ней та душевная изысканность и прелесть, которые
даются человеку веками культурных традиций. А
Маяковский в каждой своей строке, в каждой букве
есть порождение нынешней революционной эпохи, в
нём её верования, крики, провалы, экстазы. Предков
у него никаких. Он сам предок, и если чем и силён,
то потомками. За нею многовековое великолепное
прошлое. Перед ним многовековое великолепное
будущее. У неё издревле сбережённая старорусская
вера в Бога. Он, как и подобает революционному
барду, богохул и кощунник. Для неё высшая святыня
— Россия, родина, "наша земля”. Он, как и
подобает революционному барду,
интернационалист, гражданин всей вселенной,
равнодушен к "снеговой уродине”, родине, а любит
всю созданную нами планету, весь мир. Она —
уединённая молчальница, вечно в затворе, в тиши.
Как хорошо в моём затворе тесном.
Он — площадной, митинговый, весь в толпе,
сам — толпа. И если Ахматова знает только
местоимение ТЫ, обращаемое к возлюбленному, и ещё
другое ТЫ, обращённое к Богу, то Маяковский
непрестанно горланит "эй, вы”, "вы, которые”,
"вы, вы, вы…”, всеми глотками обращается к
многомордым оравам и скопам.
Она, как и подобает наследнице высокой и старой
культуры, чутка ко всему еле слышному, к еле
уловимым ощущениям и мыслям. Он видит только
грандиозности и множества, глухой ко всякому
шёпоту, шороху, слепой ко всему нестовёрстному.
Во всём у неё пушкинская мера. Её коробит всякая
гипербола... Он без гипербол не может ни минуты.
Каждая его буква гипербола.
Словом, тут не случайное различие двух — плохих
или хороших поэтов, тут две мировые стихии, два
воплощения грандиозных исторических сил, —
пусть каждый по-своему решает, к которому из этих
полюсов примкнуть, какой отвергнуть, а какой
любить.
Я же могу сказать о себе, что, проверив себя до
конца, отдав себе ясный отчёт во всех своих
литературных и нелитературных симпатиях, я, к
своему удивлению, одинаково люблю обоих: и
Ахматову, и Маяковского, для меня они оба свои.
Для меня не существует вопроса: Ахматова или
Маяковский? Мне мила и та культурная, тихая,
старая Русь, которую воплощает Ахматова, и та
плебейская, бурная, площадная,
барабанно-бравурная, которую воплощает
Маяковский. Для меня эти две стихии не исключают,
а дополняют одна другую, они обе необходимы
равно.
(К.И. Чуковский. «Две России»)
Задание. Изложите основные тезисы
фрагмента статьи К.И. Чуковского. Ответьте на
вопрос: как вы можете объяснить позицию критика?
Какова при этом ваша позиция? |