Однажды мы пошли на Лысую гору за цветами и саженцами для школьного
двора. Поднялись до середины горы, присели на каменья отдохнуть и
поглядеть сверхуца Енисей, как вдруг кто-то из ребят закричал: «Ой,
змея, змея!..»
И все увидели змею. Она обвивалась вокруг пучка кремовых подснежников и, разевая зубастую пасть, злобно шипела.
Еще и подумать мы ничего не успели, как учитель оттолкнул нас, а сам
схватил палку и принялся молотить по змее и по подснежникам. Вверх
полетели обломки палки, лепестки от подснежников. Змея кипела ключом и
подбрасывалась на хвосте.
— Не бейте через плечо! Не бейте через плечо! — кричали мы, но учитель не слышал нас.
Он бил и бил змею, пока она не перестала шевелиться. Потом он приткнул
концом палки голову змеи и обернулся. Руки его дрожали. Весь он дрожал.
Ноздри и глаза его расширились, и весь он был белый.
Мы отыскали в камнях, отряхнули и подали ему кепку.
— Пойдемте, ребята, отсюда, — сказал учитель.
Мы посыпались с горы, а он шел за нами и все оглядывался, готовый оборонять нас снова, если змея оживет и погонится следом.
Под горою учитель забрел в речку, попил из ладоней воды, побрызгал лицо, утерся платком и спросил:
— А почему вы кричали, чтоб я не бил гадюку через плечо? Разве нельзя?
— Закинуть же на шею змею можно. Она, зараза такая... Обовьется вокруг
палки!.. — объяснили мы учителю, и кто-то неожиданно спросил: — Да вы
раньше-то хоть видели змею?
— Нет, в первый раз, — виновато улыбнулся учитель. — Там, где рос,
никаких гадов не водится. Я же с Кубани. Там нет таких гор и тайги такой
нет.
Мы стояли с открытыми ртами, слушали.
Вот тебе и на! Нам надо было учителя-то оборонять, а мы?!
Прошли годы, много, ох много их минуло. А я таким вот и помню
деревенского учителя — с чуть виноватой улыбкой, вежливого,
застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих
учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь.
Уже работая над этой книгой, я узнал, что звали наших учителей Евгений
Николаевич и Евгения Николаевна. Мои земляки уверяют, что не только
именем-отчеством, но и лицом они походили друг на друга. Тут, я думаю,
сработала благодарная человеческая память, сблизив и сроднив дорогих
людей, а вот фамилии учителя с учительницей никто в Овсянке вспомнить не
может. Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово
«учитель»! И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до
такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с
которым и для которого они жили...
(483 слова) (По В. П. Астафьеву. Последний поклон)
ЗАДАНИЕ: Озаглавьте текст и перескажите его (подробно или сжато).Выскажите свое мнение о проблеме, поднятой автором.
Ответьте на вопрос: «Какими чертами характера, по вашему мнению, должен обладать учитель?»
|