В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и
упал... Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в
плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре
города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.
С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком
унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием,
боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то
не могу — рот разбит.
Решил повернуть назад, домой.
Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров
примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина
с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята,
все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили
глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил,
что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, —
видимо, безотчетным нниманием, обостренным ожиданием помощи...
Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре,
преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до
дома. Так никто мне и не помог.
Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за
пьяного? Вроде бы нет, вряд ли и производил такое впечатление. Но даже
если и принимали за пьяного — они же видели, что я весь в кро-пи, что-то
случилось — упал, ударили, — почему же не помогли, не спросили хотя бы,
в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени,
сил, • меня это не касается» стало чувством привычным?
С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал,
потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное -— желание отойти,
уклониться, не ввязываться — и ее? мной было. Уличая себя, понимал,
насколько в нагоей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось,
незаметно укоренилось.
Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень
снижения нашей отзывчивости заставил, однако» призадуматься. Персонально
виноватых нет. Кого винить? Оглянулся — и причин видимых не нашел.
Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной вахней
жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей
части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал
вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали,
подвозили... Кое-кто, может, и нарушал этот заой фронтовой жизни, так
ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас — о
главных ясизненных правилах той поры.
Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания,
но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут
возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек — я, например, —
монсет только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею
и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь. (439
слов) (По Д. А. Гранину. Из очерка «О милосердии»)
ЗАДАНИЕ:
Перескажите текст подробно.
Ответьте на вопрос: «В чем вы видите причины «снижения Нашей отзывчивости»?»
Перескажите текст сжато.
Как бы вы ответили на вопрос, заданный Д. Граниным: «Что сделать, чтобы милосердие согревало" |