Маргаритой, героиней
известного романа, принято восхищаться, видеть в
ней возвышенный образ любящей, милосердной
женщины. Но так ли это?
Милосердна ли Маргарита?
Да, Воланду заступничество Маргариты за Фриду
поначалу кажется милосердием. Но Маргарита
успокаивает духа зла, говоря, что она не
милосердна, а легкомысленна.
Как видим, свой внутренний комфорт Маргарита
ценит выше встречи с Мастером. Воланд
предупредил, что исполнит лишь одну её просьбу.
Маргарита имеет все основания подозревать, что
Мастер в тюрьме. Но просит она не за него. За себя.
За свой покой. Так что Маргарита успешно прошла
испытание Воланда. Вот если бы она бросилась
сразу просить за Мастера, жертвуя собой, тогда
она явила бы чужеродность своего духа духу
Воланда. А так они оказались одного поля ягодами.
Ради себя они могут помогать людям, но ради себя
же могут и перешагивать через них.
Булгаков гениально владел русским языком. Если
он для описания героинь подобрал именно такие
слова, как "оскалив зубы”, — значит, не стоит
романтизировать Маргариту, отдирать от неё те
черты, которые ей придал Булгаков, а
насильственно отреставрированный лик ведьмы
возносить на одну ступень со светлыми Мадоннами
русской классики… Вы можете себе представить,
чтобы у Льва Толстого Наташа Ростова улыбнулась
Пьеру, "оскалив зубы”?
Так что Маргарита — отнюдь не милосердна, не
"ангелхранитель” и не "добрый гений” Мастера.
По А.Кураеву («"Мастер и
Маргарита”: за Христа или против?»)
Задание. Ответьте на вопрос: согласны ли вы
с позицией диакона Андрея Кураева, высказанной в
данном отрывке? |