..Почти в каждом нашем захолустном городке, да и в иных безвестных
деревнях можно встретить хороших художников-самоучек. Этих художников
никто не знает. О них никогда не писали.
Их земляки хотя и считают таких художников чудаками, но относятся к ним с
уважением. Очевидно, потому, что простой русский человек из всех видов
искусства любит, пожалуй, больше всего живопись, особенно когда она
открывает ему прелесть хорошо знакомых обжитых мест. «Вот они какие,
наши места! — говорят в таких случаях с гордостью земляки такого
художника. — А мы-то думали, что у нас, почитай, ничего интересного нету
— одни поля да овраги, мосточки да реки».
Жаль, конечно, что у нас пока еще нет самоотверженных людей, которые
занялись бы такими художниками-самоучками, находили бы их, отбирали бы
лучшие их вещи и показали бы их народу. Тогда непременно обнаружились бы
живописные богатства, в течение столетий никому не известные и бывшие в
пренебрежении, — богатства подлинно народные по своей
непосредственности, картины хотя бы и неумелые на взгляд утонченных
ценителей, но полные примитивной прелести.
Сколько раз случалось и мне находить в глуши, в стареньких избах среди
выцветших фотографий и бумажных трескучих цветов такие картины без рам.
Иной раз к ним нельзя было прикоснуться без того, чтобы из-под них не
побежали крупной рысью во все стороны рыжие тараканы.
Спросишь какую-нибудь бабку, чьи это картины, и почти всегда услышишь в
ответ, что это, мол, сынок ее баловался, большой был охотник до этого
дела и что, конечно, кабы учение, то вышел бы из него прелестный
живописец.
...Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям.
Мы никогда не променяем на самые торжественные красоты тропиков и Запада
наши скромные дали. Мы родились и жили «под сереньким ситцем этих
северных тихих небес», их красота слилась со всей нашей жизнью, они были
ее свидетелями, и потому только мы можем с полной силой ее ощутить и
понять. Исключения бывают редко.
Во время путешествий мы часто бываем восхищены блеском чужеземной
природы, но она никогда не сможет затмить природу русскую. Наоборот, чем
ярче чужое, тем ближе свое. Ничто — ни лиловый пожар Эгейского моря, ни
розовеющий мрамор и алые олеандры Эллады, ни синий сказочный воздух
Сицилии, ни золотая тусклая дымка над бессмертным Парижем, — ничто не
только не может приглушить нашу память о своей стране, но, наоборот,
доводит ее до почти болезненной остроты.
Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их
почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я
— совсем не знаю почему — вспомнил крошечный городок Спас-Клепики, и у
меня заныло сердце. (416 слов) (К. Г. Паустовский)
ЗАДАНИЕ Озаглавьте текст и перескажите его подробно. Ответьте на вопрос: «Какие проблемы, подняты автором в данном тексте?»
Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Ответьте на вопрос: «Какова
тема, главная мысль и стилевая принадлежность данного текста?» |