«Преступление и наказание»... Нет, пожалуй,
другого столь давно и единодушно признанного
классического произведения, оценки которого
были бы столь разноречивы и даже противоположны.
Причём водораздел проходит именно в вопросе
мотивов преступления Раскольникова.
Доминирует концепция двойственности мотивов:
один мотив "негативный” (Наполеоном хотел
стать), другой — "позитивный” (хотел добра
людям). Есть идея "многослойности”, "полимотивности”,
когда находят три, четыре и даже пять мотивов. Эта
идея, однако, не выходит за рамки концепции
двойственности, поскольку каждый из мотивов
тяготеет к тому или иному полюсу.
Итак, у кого неопределённость? У Раскольникова?
У Достоевского? Или у нас самих по отношению к ним
обоим? Какие же намерения вели Раскольникова в
ад?
За полгода до убийства Раскольников пишет
статью, где доказывает, что "необыкновенные
люди” могут и должны "переступить законы” ради
идеи, спасительной для человечества.
За полтора месяца он случайно подслушивает
разговор между студентом и офицером о
ростовщице, разговор, в котором узнаёт точно
такие же мысли, что "наклёвывались” в его
голове. Он уверяет себя: задуманное им — не
преступление.
За день до рокового шага получает письмо
матери. Дуня, сестра, жертвуя собой ради него,
Раскольникова, с жертвенного же благословления
матери, готова продать себя, выйти замуж за
Лужина... Раскольников отвергает жертву родных, и
ему тем более теперь нужно что-то сделать.
Через несколько дней после убийства
Раскольников настаивает на своей
"спасительной” идее.
За час до явки с повинной в разговоре с Соней он
отрицает, что совершил преступление.
И даже через полтора года, находясь на каторге,
он по-прежнему исповедует свою "арифметику”.
Убеждённость Раскольникова в правоте его идеи
непоколебима в течение двух лет. Она даже
нарастает.
Но если результаты преступления Раскольникова
столь чудовищны, а цели столь высоки, то, стало
быть, всё дело в средствах? Стало быть, главный
раскол в герое — это раскол между правыми
целями и лишь неправыми средствами?
По Ю.Карякину («Достоевский и
канун XXI века»)
Полимотивность — несколько мотивов.
Задание. Как бы вы ответили на вопрос, который
задаёт Ю.Карякин — современный литературовед
и публицист? Ответ обоснуйте. |