Поэма «Двенадцать»
является одним из прекрасных художественных
претворений революционной действительности. Не
изменяя ни самому себе, ни своим приёмам, Блок
написал глубоко реальную и в то же время
лирическую вещь. Этот поэт, словно уступивший
свой голос большевикам, остаётся автором «Стихов
о Прекрасной Даме».
Фабула поэмы проста, хотя очертания её слегка
расплывчаты, как всегда у Блока. Сущность
произведения заключается в волнах тех
лирических настроений, которые проходят через
души героев — двенадцати красногвардейцев. И
выявляется, наконец, тот незримый враг, на
которого направлены винтовочки стальные.
Голодный пёс — это иронический символ,
означающий старый мир. Но оружие обращено и на
кого-то другого, который всё мелькает впереди,
прячется в сугробах, машет красным флагом,
прячется за дома. Ему грозят, в него стреляют... В
появлении Христа в конце петербургской поэмы нет
ничего неожиданного. Как всегда у Блока: Он
невидимо присутствует и сквозит в наваждениях
мира, как Прекрасная Дама сквозит в очертаниях
незнакомок.
Удивительно то, что решительно все знакомые,
передававшие мне содержание поэмы Блока прежде,
чем её текст попал мне в руки, говорили, что в ней
изображены двенадцать красногвардейцев в виде
апостолов и во главе их идёт Иисус Христос. Когда
мне пришлось однажды в обществе петербуржцев,
слышавших поэму в чтении, утверждать, что Христос
вовсе не идёт во главе двенадцати, а, напротив,
преследуется ими, то против меня подняли вопль:
"Это все ваши обычные парадоксы. Может, вы будете
утверждать, что и Двенадцать вовсе не апостолы?”
Но неужели никто из слышавших поэму не дал себе
труда вчитаться в её смысл?..
Что же это за апостолы, которые идут охотиться
на Христа? Красный флаг в руках Христа? Кровавый
флаг — это новый крест Христа, символ его
теперешних распятий. Получается, что в поэме нет
ни панегирика, ни прославления большевизма.
Сейчас её используют как произведение
большевистское, с таким же успехом её можно
использовать как памфлет против большевизма. Но
её художественная ценность, к счастью, стоит по
ту сторону этих временных колебаний
политической биржи.
По М.Волошину («Поэт и революция.
Александр Блок и Илья Эренбург»)
Панегирик — произведение,
содержащее прославление какого-либо лица или
события.
Памфлет — произведение, содержащее
едкую сатиру на какоелибо явление.
Задание. Ответьте на вопрос: согласны ли вы
с той трактовкой идейного смысла поэмы в целом и
её финала в частности, которую мы находим в
статье критика, поэта и художника М.Волошина?
Ответ аргументируйте.