Достоевский приводит в связь преступление
Раскольникова с современным ему настроением
общества и с господствовавшими в эту эпоху
идеями. По поводу спора о том, следует ли с
нравственной точки зрения оправдать убийство
старухи процентщицы ввиду пользы, которую можно
принести посредством её денег, автор замечает:
"Всё это были самые обыкновенные и самые частые,
не раз уже слышанные им, в других только формах и
на другие темы, молодые разговоры и мысли”.
Раскольников участвует в литературном движении
эпохи, в которую происходит действие романа,
шестидесятых годов… Свои заветные мысли он
высказывает в статье «О преступлении»,
напечатанной в «Периодической речи».
"По-моему, если бы Кеплеровы и Ньютоновы
открытия, вследствие каких-нибудь комбинаций,
никоим образом не могли бы стать известными
людям иначе, как с пожертвованием жизни одного,
десяти, ста и так далее человек, мешавших этому
открытию или ставших на пути, как препятствие, то
Ньютон имел бы право, и даже был бы обязан…
устранить этих десять или сто человек, чтобы
сделать известными свои открытия всему
человечеству”. Вот убеждения Раскольникова во
всей их резкой, теоретической наготе.
Вопрос этот сводится к другому, более глубокому
и важному: что именно является критериумом добра
и зла — наука ли, которая путём открытия
неизменных законов определяет общую пользу и,
посредством её, даёт оценку наших поступков, или
же внутренний голос совести, чувство долга,
вложенное в нас самим Творцом, божественный
инстинкт, непогрешимый, не нуждающийся в помощи
разума? Наука или религия?
Что выше — счастье людей или выполнение
законов, предписываемых нашей совестью? Можно ли
в частных случаях нарушить нравственные правила
для достижения общего блага? Как бороться со злом
и насилием — только идеями или идеями и тоже
насилием? — в этих вопросах боль и тоска нашего
времени, и они составляют главную ось романа
Достоевского. Таким образом, это произведение
делается воплощением одной из великих болезней
современной жизни: это гордиев узел, который
разрубить суждено только героям других времён…
В теории существование старухи бесполезно и
даже вредно — можно было, по-видимому, так же
легко и спокойно зачеркнуть его, как зачёркивают
лишние слова в написанной фразе. Но в
действительности жизнь никому не нужного
существа тысячами невидимых и недоступных
анализу нитей оказалась связанною с жизнью
людей, совершенно ей чуждых, начиная от маляра
Николки и кончая матерью Раскольникова. Значит,
не совсем был не прав голос совести, говоривший
ему: "Не убий!” — голос сердца, который он
презрел с высоты своих отвлечённых теорий;
значит, нельзя всецело предаться разуму и логике,
решая нравственный вопрос. Оправдание
божественного инстинкта сердца, который
отрицается гордым и помрачённым рассудком, а не
истинным знанием, — вот одна из великих идей
романа.
(Д.С. Мережковский.
«Достоевский»; отрывок из 3-й части)
Задание. Изложите основные тезисы
фрагмента статьи Д.С. Мережковского. Выполните
следующее задание: следом за Ф.М. Достоевским
Д.С. Мережковский в своей критической статье
на роман «Преступление и наказание» задаётся
вопросом: "Можно ли в частных случаях нарушить
нравственные правила для достижения общего
блага?” Как отвечает на этот вопрос, по мнению
критика, автор романа? Насколько актуален этот
вопрос сегодня? Как на него ответили бы вы? |