Впервые я увидел Ахматову
зимой 1928 года в Ленинграде. Для студента-москвича
встреча эта была просто счастливой случайностью.
Тем не менее я был к ней как будто подготовлен и
помню, как замер от радости, сразу узнав её по
портретам, по "горбинке”, по "чёлке” среди
множества народа, пришедшего в тот зимний вечер в
Пушкинский Дом на открытое юбилейное заседание
памяти Тютчева.
Любовь к стихам Анны Ахматовой в 17 лет была у
меня, как ни странно, уже давней. Заразили меня ею
сёстры. В нашей столовой места было много, и из
окон шестого этажа видна была "вся Москва”.
Зимой там стоял, как везде тогда, лютый холод, и на
столе не было ничего, кроме пшённой каши без
масла и морковного чая без сахара, да и то не
всегда. Но за этим круглым столом или в углу,
возле ледяного рояля, было шумно и весело.
Запальчиво обсуждались первые литературные и
научные пробы; самые резкие и страстные споры с
удивительной лёгкостью перемежались
импровизациями, музицированием и стихами. Стихов
читалось множество. Онито, главным образом, и
привлекали меня сюда, в эту компанию, куда меня
допускали при неизменном условии: "Сиди и
помалкивай, а то выгоним”.
Среди разнообразных тяготений этого молодого
кружка к современной поэзии одно из самых
сильных было "ахматовское”. У сестры Веры
«Чётки» и «Белая стая» не только стояли на
книжной полке рядом с Блоком, но были почти
полностью у неё в памяти, и я тоже легко запоминал
их на слух.
Приехав по окончании школы учиться в Ленинград,
почемуто чаще всего, чуть ли не на каждом шагу, я
ощущал себя в городе Ахматовой. Помню, как я ходил
по улицам, по набережным и бубнил себе под нос её
стихи. А что, если я её встречу? Ведь она и сейчас
тут, где-то рядом, где-то ходит… Мне почему-то
казалось, что впервые я увижу её непременно одну
и непременно в сумерках, ветреных или ненастных,
что мы окажемся рядом на набережной у Летнего
сада, или возле тёмной громады Исаакия, или во
дворе Фонтанного дома. Мне мерещились изящество
и некая таинственность "петербургского”
силуэта, скользящая, неверная походка, увы, чуть
ли не "шляпа с траурными перьями”.
По В.Виленкину («В сто первом
зеркале»)
Задание. Ответьте на вопросы. Какие стихи
А.Ахматовой о Ленинграде мог "бубнить себе под
нос” автор текста — известный литературовед
Виталий Виленкин? Каким предстаёт в них образ
города? |