Игра
подойдет детям 12—13 лет. Количество играющих 7—8 человек, класс можно разделить на команды.
Требуется запас времени около получаса. Игру проводит ведущий.
Ход игры
Ведущий
предлагает поделиться на команды и задает ситуацию игры:
«Однажды вы
прогуливались по парку. Вокруг не было видно ни души. Вдруг прямо перед вами в
воздухе возникло светящееся облачко и из него вышло странное существо. Существо
произнесло:
- Приветствую
тебя, житель планеты Земля! Я явился издалека, из другой звездной системы.
Наши ученые давно искали способ установить контакт с землянами, но это очень
сложно, потому что наши планеты удалены друг от друга на значительное
расстояние. Все это время мы могли наблюдать за жизнью Земли и теперь многое
знаем: сумели выучить земные языки, разобраться в земной истории, но никак не
могли дать знать о себе. То, что я разговариваю с тобой, значит, что наши
попытки впервые увенчались успехом. Мы пока можем обеспечить пребывание своего
представителя на Земле только в течение десяти земных минут. Кроме того, мы не
могли заранее рассчитать место, где я появлюсь, и знать, с кем именно я буду
разговаривать. Но я надеюсь, мой первый собеседник с Земли, что ты поможешь
нам. Следующая попытка вступить в контакт с землянами назначена через месяц. Мы
рассчитываем, что нашему представителю удастся общаться с землянами в течение
целого часа и мы постараемся рассчитать место его появления так, чтобы его
услышали и увидели многие земляне. Все это дело техники. Но вот в чем проблема:
мы не знаем, как лучше использовать этот драгоценный час. Что самое главное мы
должны рассказать о себе землянам? Что для них будет самым интересным, самым
важным для установления дружественных отношений между нашими планетами? Помоги
нам, землянин. Назови десять вопросов, на которые нам нужно ответить прежде
всего, чтобы ни одна минута драгоценного времени не пропала зря. Сейчас я
должен исчезнуть, но примерно через полчаса по земному времени вновь ненадолго
появлюсь на этом месте. У тебя будет немного времени. Подумай и задай нам
вопросы от имени землян».
Итак, вы —
единственные представители Земли, вступившие в контакт с инопланетной
цивилизацией. От вас зависит, насколько эффективным будет первый разговор
инопланетян со всем человечеством. Пусть каждая команда постарается и за
десять минут придумает десять самых важных вопросов инопланетянину».
После
рассказа ведущего засекается время и команды начинают обсуждение вопросов.
Обычно сначала записывают все, что приходит в голову, а затем начинается
критический отбор, вычеркиваются вопросы типа Какую одежду вы носите? (как далеко не самые важные) или Можем ли мы к вам прилететь? (потому что ответ и так очевиден).
Когда время
обсуждения в командах истекает, каждая групца подает ведущему свой список из
десяти вопросов. Теперь ведущий предлагает всем вместе выбрать самые важные
десять вопросов из этих списков. Он зачитывает вопросы из всех списков, не
повторяя одинаковые или очень близкие по смыслу. Играющие получают несколько
минут на обдумывание и обсуждение и затем все вместе отбирают десять лучших
вопросов. В случае возникновения спора можно прибегнуть к голосованию.
Составленный совместными усилиями список еще раз зачитывается.
Стоит прямо
сказать ребятам, что эта игра не подразумевает соперничества между командами,
победителей и побежденных. Все делают одно общее ответственное дело, а на
небольшие группы разделились только для того, чтобы каждый мог принять участие
в работе. Можно даже использовать вместо слова «команда» выражение «рабочая
группа».
В эту игру
можно сыграть только один раз, поэтому особенно важно эффективно ее использовать,
не комкать обсуждение и не торопиться.
Цели. Игра формирует представление о ценности
информации, показывает разницу между импульсивным любопытством и серьезной
работой по получению важных сведений.
Кроме этого,
сама форма игры дает навык работы в режиме «мозгового штурма», опыт
конструктивного обсуждения проблемы в рабочей группе, а затем достижения
договоренности между группами.
|