Игра
подходит ребятам 11—12 лет и старше, требует довольно много времени и
небольшого количества участников (иначе она будет длиться больше часа). Если
класс большой, можно работать парами или тройками. Понадобятся ручки и листки
бумаги. Ведущий желателен.
Ход игры
На
доске пишется существительное, например дом. Игроки за 5—10 минут должны подобрать к нему как
можно больше эпитетов, записав их на листках. Затем списки сравниваются,
одинаковые примеры не засчитываются. Сравнивать удобно так: играющие по очереди
читают по одному слову из своих списков, если такое слово у кого-то есть, он
говорит «да», и слово из всех списков вычеркивается.
Затем
переходят к основной части. У каждого играющего в конце сверки остается
небольшой список или даже один самый оригинальный эпитет. Теперь свою находку
надо защитить. Мало просто сказать подвенечный дом или жестокий дому надо вписать эпитет в контекст, оправдывающий выбор
необычного определения. Удачной ли была защита — решают все играющие, можно голосованием.
Побеждает тот, у кого останется самый длинный список прошедших защиту
эпитетов.
Варианты.
Можно продолжить игру, предложив ребятам написать связный текст с
использованием той пары «слово + эпитет», которая больше всего им понравилась,
поразила воображение. Это может быть сказочная или фантастическая история,
лирическое стихотворение или что-то другое.
Цели. Игра
оживляет восприятие языка, раскрывает творческие способности, прежде всего —
образность мышления. Поскольку каждая находка проходит обсуждение, ребята
имеют возможность не только изобретать интересные определения, но и выработать
критерии оценки эпитета: насколько он ярок, убедителен. Еще одно приятное
следствие игры — у ребят появляется ироническое отношение к штампованным
определениям, дежурным эпитетам.
|