Справляются
с игрой ребята примерно с VI класса. При индивидуальной игре желательно иметь запас
времени, чтобы не торопить игроков. особенно неопытных. Ведущий желателен при
командном варианте и совершенно необходим при индивидуальном.
Ход игры
В
начале игры произвольно выбираются два слова. Можно открыть наугад книгу или
попросить сидящих в разных концах класса ребят шепнуть ведущему на ухо первые
пришедшие в голову слова. Выбранные слова ведущий сообщает всем играющим. Задача
игроков — придумать связывающий эти два слова общий контекст, одну-две фразы.
Например, для слов
летчик и чернильница могут быть такие варианты: Будущий летчик, курсант училища, сдает
экзамен, а его бабушка держит «на счастье» палец в чернильнице. Или: Когда я писал слово «летчик», я задумался: что писать
после «ч»? И думал так долго, что в чернильнице высохли чернила и я уже ничего
не написал. Еще
вариант: Летчик
любовался тучами: с одной стороны они переливались множеством цветов заката, а
с другой — словно опрокинулась огромная чернильница — были совершенно
фиолетовыми.
Игра
довольно сложная, поэтому на первых порах играть лучше индивидуально и без
ограничения времени. Пусть все играющие подумают, запишут варианты контекстов
и затем желающие прочтут свой вариант вслух. Стоит объяснить название игры: бином значит «пара», «двойка», единство двух элементов.
Играющие создают бином из двух случайно выбранных слов, связывают их.
Вообще самое
важное в этой игре — не снижать в погоне за скоростью и количеством вариантов
требования к предлагаемым контекстам. Однотипные варианты засчитывать нельзя.
Даже очень остроумные находки типа: Вот я сижу сейчас и думаю: что общего между летчиком
и чернильницей? — не
стоит тиражировать.
Варианты.
Когда будет приобретен определенный навык,
можно переходить к игре по командам. В более простом варианте ведущий
предлагает командам два слова и выигрывает та команда, которая предложит больше
вариантов контекста, или чьи идеи будут интереснее (в последнем случае не
обойтись без жюри).
В более
сложном варианте игра выглядит так: две команды с равным количеством игроков
становятся в две шеренги друг против друга. Первый игрок задает стоящему перед
ним два слова, тот должен в ограниченное время (обычно — 1 минута) предложить
контекст. Однотипные, повторяющиеся ходы запрещены. Если игрок справился,
теперь он задает противнику два слова, если нет — выходит из шеренги. Затем
играет следующая пара, но теперь очередность меняется. Побеждает та команда, в
которой к концу игры останется больше игроков. В правила можно вводить
различные уточнения: например, дважды за игру команда может помочь растерявшемуся
игроку и т. п.
Игру можно
существенно усложнить, если выбрать какое-то слово, которое всегда должно быть
третьим, то ость игроки должны создать контекст, включающий слова «бинома» и
это третье слово. Повторение третьего слова как бы связывает фразы причудливым
сюжетом.
Цели. Игра развивает прежде всего речевую
изобретательность, обогащает словарный запас и синтаксис речи, делает более
свободным, раскованным ассоциативное мышление.
Особенно
полезна может быть рефлексия игры, разговор о том, как создаются контексты,
почему так велико их разнообразие, каковы особенности универсальных контекстов,
подходящих практически к любому «биному» (варианты типа Я вот сижу и думаю: что общего
между... можно
назвать метаконтекстами), почему некоторые слова связать легко (антонимы,
паронимы, слова одной тематической группы и т.п.), а другие довольно сложно.
Обсуждение этих вопросов может стать темой очень интересных уроков.
|