Игр в этом
разделе совсем немного, и это не случайно — придумывать и «обкатывать» их
очень сложно.
Языковыми
можно назвать игры, которые не только развивают речь и интеллектуальные
способности, но и построены на работе с единицами языка и его законами. В этих
играх равноценны и процесс игры, и обсуждение затронутых в ней языковых
явлений. К языковым играм можно отнести лингвистические задачи, задания для
лингвистических олимпиад. В этот раздел включены только игры, во-первых,
по форме представляющие собой некое состязание, во-вторых, пригодные для
многократного обращения к ним.
Языковые
игры по сути моделируют ситуацию лингвистического исследования, обычно
прагматически ориентированного (подобрать название, придумать шифр). Такие
игры требуют много времени, доброжелательной атмосферы в классе и предъявляют
достаточно высокие требования к учителю. Они производят впечатление на ребят
прежде всего тогда, когда с ними играет взрослый, увлеченный лингвистическими
проблемами.
В то же
время эти игры не назовешь элитарными, предназначенными лишь избранным.
Конечно, в них трудно играть слабо подготовленным ребятам, не имеющим четких
знаний по предмету. Но с помощью этих игр (если не предъявлять сразу непомерных
требовании) можно быстро привести в рабочее состояние запущенный класс,
пробудить у ребят интерес к языку, систематизировать сумбурные знания.
Даже если в
результате языковых игр ребята поймут только то, что язык не сводится к
правилам орфографии и пунктуации, что это сложное, интересное, и познаваемое
до конца явление,— можно считать время и силы потраченными не зря.
|