Игра предназначена
для ребят старшего школьного возраста, начиная с VIII—IX класса. Количество
участников — менее 8 человек. Игра занимает не меньше урока. Нужны условия,
позволяющие четырем группам совещаться, не слыша друг друга. Ведущий должен
заранее подготовить четыре коротких, одинаковых по длине (с точностью до
десяти знаков!) текста на отдельных листках.
Ход игры
Играющие
делятся на две команды. Ведущий объявляет задание: за отведенное время каждая
команда должна создать свой тайный шифр. Ведущий предупреждает, что для победы
в игре шифр должен соответствовать двум условиям: быть достаточно простым в
обращении и при этом сложным для разгадывания. Для выполнения задания отводится
10—15 минут.
После этого
каждая команда делится примерно пополам и рассаживается по разным углам
комнаты. Ведущий раздает группам тексты. Задача играющих каждой группы — как
можно быстрее зашифровать текст, пользуясь собственным шифром. Справившись с
заданием, каждая группа возвращает текст ведущему, а шифровку быстро передает
другой половине своей команды. Таким образом, половинки команд обмениваются
шифровками. Вторая часть задания — как можно быстрее расшифровать полученные
тексты. Побеждает в этом туре игры та команда, которая первой положит на стол
ведущего оба правильно расшифрованных текста.
Начинается
второй тур.
Ведущий дает каждой команде обе шифровки
противников и засекает время. Во втором туре побеждает та команда, которая за
отведенное время (около 10 минут) сможет разгадать шифр противников и
расшифровать текст. Победителя во втором туре может и не быть, если оба шифра
останутся неразгаданными.
Наконец
подводится итог игры. Если в обоих турах победила одна и та же команда, она
становится абсолютным чемпионом. Если в первом туре победила одна команда, а
во втором другая — объявляется ничья, если во втором туре победителя не было —
в игре побеждает команда, выигравшая первый тур.
Такие
правила необходимы для того, чтобы команды стремились найти оптимальный шифр,
и, с одной стороны, не выбирали шифр бессистемный, а значит, и сложный в
применении, с другой — в погоне за скоростью шифровки не использовали
примитивных шифров. Двухтуровая система уравновешивает требования к шифру:
удобство в зашифровке и сложность в разгадывании.
Цели. Эта
игра дает опыт составления знаковой системы, позволяет на практике ощутить
предъявляемые к таким системам требования.
Игра будет
эффективна в полной мере, если вернуться к ней несколько раз. Обычно при
первом знакомстве ребята не вполне точно понимают задачу, которая стоит перед
ними при создании шифра: найти тонкий баланс между его логичностью и
произвольностью. Качество изобретаемых шифров заметно повышается во второй и
третьей играх.
Практика
шифровки-дешифровки дисциплинирует мышление, делает его логичнее,
последовательнее, а попытки расшифровать текст команды противника — это
настоящая гимнастика для ума.
Если
восьми-девятиклассники просто с удовольствием играют в «шифр», то ребята
выпускных классов уже готовы к серьезному разговору о том, какими бывают
знаковые системы, каковы их свойства, чем живой язык отличается от кода,
скажем, от машинного языка.
|