Игру лучше
приурочить к теме «Словообразование» (VI класс), позже можно к ней
возвращаться. Количество игроков — не менее 8—9 человек. Времени на игру уходит
не меньше урока. Необходимо жюри или «экспертный совет» из нескольких человек,
который избирается перед началом игры.
Ход игры
Играющие
делятся на три примерно равные группы и с помощью жеребьевки распределяют команды
по профилям: заимствования, перенос значении и конструирование.
Игра
начинается с того, что каждая команда направляет по два человека (если игроков
мало — по одному) и группу «изобретателей». Задача изобретателей за 5 минут
придумать какой-либо фантастический прибор е необычными функциями, например,
электрическую ми шинку для вытаскивания изюма из булочек или очки, через
которые все кажется белым — для любителей зимы. Когда совещание «изобретателей»
закончишь ими рассказывают
о своем изобретении всем играющим и экспертному совету, могут нарисовать его и
ответить на любые уточняющие вопросы. На этом первая часть игры заканчивается.
Ведущий или
член жюри объявляет конкурс на лучшее название для замечательного нового
прибора. Название должны придумать команды, причем команда с профилем
«заимствование» может использовать для этого только заимствования из
иностранных языков, команда «перенос значения» должна решить проблему с помощью
переносного значения уже существующего в русском языке слова, а команда
«конструирование» будет создавать новое название с помощью
словообразовательных формантов, используя существующие в русском языке морфемы.
Для этой работы командам предоставляется около 10 минут. «Изобретатели»
расходятся по своим командам и отвечают в процессе обсуждения на все возникающие
вопросы о свойствах нового прибора.
Когда время,
отведенное на выбор названия, истекает, команды поочередно предлагают свои
варианты, коротко защищая их, приводя аргументы в пользу своего названия.
Выступление одной команды не должно длиться более трех минут.
В заключение
экспертный совет проводит открытое совещание, на котором оценивает предложенные
названия со следующих позиций:
соответствие
варианта задаче команды;
удачное
отражение в названии свойств прибора;
благозвучность;
яркость, образность.
В процессе
совещания эксперты могут задавать вопросы «изобретателям» и командам,
спрашивать их мнение. Наконец эксперты объявляют решение. Выбранное название
записывается на доске под изображением прибора. Побеждает команда — автор
названия.
Цели. В игре моделируется момент
возникновения в языке нового слова. Безусловно, в реальности говорящие на языке
принимают или не принимают новое слово гораздо менее осознанно, чем эксперты в
игре, но критерии, видимо, используются те же. Конечно, важно убедиться, что
играющие понимают искусственность ситуации, отдают себе отчет, что в
реальности никакой экспертный совет не может решить, приживется слово в языке
или нет.
Ощутимую
пользу игра принесет только при условии, что будет проиграна несколько раз,
хотя бы два-три. Практика показывает, что при первом знакомстве ребята не
вполне понимают специфику игры, критерии отбора названий и способы их защиты.
Уже во второй раз уровень обсуждения заметно повышается.
Игра
позволяет активизировать и переосмыслить полученные ребятами сведения по
словообразованию, задуматься о механизмах обновления словарного запаса языка.
|