Пятница, 29.03.2024, 09:15


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА [45]
ИГРЫ СО СЛОВАМИ [66]
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ [126]
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ [11]
РЕБУСЫ [4]

Главная » Статьи » ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ » УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ЯЗЫКОВАЯ ИГРА «НЕОЛОГИЗМЫ»

Игру лучше всего приурочить к завершению темы «Словообразование» (VI класс), в дальнейшем к ней можно несколько раз возвращаться. Количество игроков любое. Первая часть игры займет 20—30 минут, вторая — 10—20 минут. Понадобятся бу­мага и ручка. Ведущий необходим, чтобы четко разъяснить условия игры и оценивать их выпол­нение.

Ход игры

Ведущий вспоминает вместе с ребятами, что такое производное слово, какие им известны спосо­бы словообразования. Затем формулируется задание: со­чинить рассказ, в котором нужно употребить как можно больше несуществующих в языке слов, произведенных от заданного корня. Корень, конечно, нужно выбирать экзо­тический: не очень употребительный и будоражащий фантазию.

Работать можно индивидуально или в группах по два- три человека. Когда время, отведенное для работы, исте­кает, желающие могут прочитать свои рассказы вслух. Задача остальных — внимательно следить за выполне­нием условий игры и подсчитывать количество неоло­гизмов в тексте.

Победителями признаются авторы самых интересных рассказов, которые не нарушили условий игры и сумели ввести в текст больше неологизмов.

После этого начинается вторая, собственно учебная, часть игры. Учитель просит авторов рассказов выпол­нить следующие задания:

сделать словообразовательный разбор всех своих неологизмов;

привести примеры существующих в языке слов, об­разованных тем же способом и с помощью того же сло­вообразовательного форманта;

назвать способы словообразования, которые не были ими использованы в работе, и придумать неологиз­мы, образованные этими способами.

Задания ребята выполняют письменно в своих тетра­дях. Выполнение задания можно обсудить в классе, или учитель просто собирает тетради.

Варианты.

Эту игру можно проводить и как длитель­ный конкурс. Пусть ребята работают над рассказами дома, а потом будут торжественно подведены итоги: жюри назовет победителей, рассказы прочитают вслух или вывесят в классе.

Цели. Словообразование практически не предоставля­ет нам как носителям языка возможностей для творче­ства. Выйдя из возраста «от двух до пяти», мы уже зна­ем, что, как ни многообразны и заманчивы неиспользо­ванные словообразовательные возможности языка, гово­рить нужно правильно, используя слова, которые в язы­ке существуют. Все забавные фразы типа: Что это вы тут любовитесь (то есть обнимаетесь и целуетесь) и Я к тебе прикотёнился (свернулся рядом клубком, как котенок) остались в дошкольном детстве, попробуй на­пиши такое словечко в сочинении! Между тем некото­рым людям удается сохранить на всю жизнь счастли­вый дар словотворчества. Они не имеют претензий обо­гатить словарь великого и могучего языка, они просто играют — и их речь бывает яркой, образной, запоминаю­щейся. А порой шуточные неологизмы «обкатываются» языком и становятся общеупотребительными.

Игра в неологизмы, благодаря своей подчеркнутой ус­ловности, шуточности, позволяет вспомнить детскую сво­боду словотворчества, поэкспериментировать со словооб­разовательной системой. А поскольку условиями игры предусмотрен анализ собственных творений, она приво­дит в порядок, делает осмысленными и знания по слово­образованию.

Игра может стать хорошей формой зачетного занятия по словообразованию.

Это сочинение с неологизмами написала шестиклас­сница Настя Давыдова.

КАК Я БЫЛА ДИНОЗАВРОМ

Однажды я насмотрелась мультиков про динозавров и решила продинозавриться на свежем воздухе. Сдела­ла себе динозавристую прическу, обула динозаврищные ботинки и пошла динозавровой походкой по улице. На лице у меня сияла динозавренная улыбка. Я всем пока­зывала динозавренькие зубки. Но все стали ругать мой динозавровский вид. Пришлось на них немного подинозаврить. Подумаешь, нельзя немного подинозавричать на улице. Такой динозаврочке, как я, не место в клетке. Пришлось превратиться обратно в человека.

Категория: УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА | Добавил: admin (05.12.2016)
Просмотров: 2958 | Теги: игры на уроках русского яз, игровые технологии на уроках русско, языковые игры, обучающие игры на уроках русского, ФГОС второго поколения, лингвистиче | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0