Игру лучше
всего приурочить к завершению темы «Словообразование» (VI класс), в дальнейшем
к ней можно несколько раз возвращаться. Количество игроков любое. Первая часть
игры займет 20—30 минут, вторая — 10—20 минут. Понадобятся бумага и ручка.
Ведущий необходим, чтобы четко разъяснить условия игры и оценивать их выполнение.
Ход игры
Ведущий
вспоминает вместе с ребятами, что такое производное слово, какие им известны
способы словообразования. Затем формулируется задание: сочинить рассказ, в
котором нужно употребить как можно больше несуществующих в языке слов,
произведенных от заданного корня. Корень, конечно, нужно выбирать экзотический:
не очень употребительный и будоражащий фантазию.
Работать
можно индивидуально или в группах по два- три человека. Когда время, отведенное
для работы, истекает, желающие могут прочитать свои рассказы вслух. Задача
остальных — внимательно следить за выполнением условий игры и подсчитывать
количество неологизмов в тексте.
Победителями
признаются авторы самых интересных рассказов, которые не нарушили условий игры
и сумели ввести в текст больше неологизмов.
После этого
начинается вторая, собственно учебная, часть игры. Учитель просит авторов
рассказов выполнить следующие задания:
сделать
словообразовательный разбор всех своих неологизмов;
привести
примеры существующих в языке слов, образованных тем же способом и с помощью
того же словообразовательного форманта;
назвать
способы словообразования, которые не были ими использованы в работе, и
придумать неологизмы, образованные этими способами.
Задания
ребята выполняют письменно в своих тетрадях. Выполнение задания можно обсудить
в классе, или учитель просто собирает тетради.
Варианты.
Эту игру
можно проводить и как длительный конкурс. Пусть ребята работают над рассказами
дома, а потом будут торжественно подведены итоги: жюри назовет победителей,
рассказы прочитают вслух или вывесят в классе.
Цели. Словообразование практически не
предоставляет нам как носителям языка возможностей для творчества. Выйдя из
возраста «от двух до пяти», мы уже знаем, что, как ни многообразны и заманчивы
неиспользованные словообразовательные возможности языка, говорить нужно
правильно, используя слова, которые в языке существуют. Все забавные фразы
типа: Что это вы
тут любовитесь (то
есть обнимаетесь и целуетесь) и Я к тебе прикотёнился (свернулся рядом клубком, как котенок) остались в
дошкольном детстве, попробуй напиши такое словечко в сочинении! Между тем
некоторым людям удается сохранить на всю жизнь счастливый дар
словотворчества. Они не имеют претензий обогатить словарь великого и могучего
языка, они просто играют — и их речь бывает яркой, образной, запоминающейся. А
порой шуточные неологизмы «обкатываются» языком и становятся
общеупотребительными.
Игра в
неологизмы, благодаря своей подчеркнутой условности, шуточности, позволяет
вспомнить детскую свободу словотворчества, поэкспериментировать со словообразовательной
системой. А поскольку условиями игры предусмотрен анализ собственных творений,
она приводит в порядок, делает осмысленными и знания по словообразованию.
Игра может
стать хорошей формой зачетного занятия по словообразованию.
Это
сочинение с неологизмами написала шестиклассница Настя Давыдова.
КАК Я БЫЛА
ДИНОЗАВРОМ
Однажды я
насмотрелась мультиков про динозавров и решила продинозавриться на свежем
воздухе. Сделала себе динозавристую прическу, обула динозаврищные ботинки и
пошла динозавровой походкой по улице. На лице у меня сияла динозавренная
улыбка. Я всем показывала динозавренькие зубки. Но все стали ругать мой
динозавровский вид. Пришлось на них немного подинозаврить. Подумаешь, нельзя
немного подинозавричать на улице. Такой динозаврочке, как я, не место в клетке.
Пришлось превратиться обратно в человека.
|