Пятница, 15.12.2017, 05:25

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА [45]
ИГРЫ СО СЛОВАМИ [66]
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ [126]
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ [11]
РЕБУСЫ [4]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ » УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ЯЗЫКОВАЯ ИГРА "ГЛОКИЙ ЯЗЫК"

Игра предназначена для ребят начиная с VII— VIII класса. Количество игроков любое. Можно иг­рать на уроке (нужен запас времени не менее 30 минут) или проводить длительную игру.

Ход игры

Прежде чем начинать игру, ведущий раз­бирает с ребятами знаменитую фразу Л. В. Щербы: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка (если класс не работал с ней раньше). Ребята убежда­ются, что, во-первых, в этой фразе ничего не понятно, по­скольку таких слов в русском языке нет, во-вторых, очень многое все-таки понятно, например, можно с уве­ренностью сделать полный синтаксический разбор пред­ложения и морфологический разбор всех слов в нем.

Постепенно формулируются правила «глокого язы­ка». Все корни в нем — вымышленные, не существую­щие в русском языке. Остальные морфемы, служебные слова и правила грамматики — русские.

Когда правила сформулированы, игроки получают за­дание: продолжить рассказ о «куздре». Сочинять можно самостоятельно или в группах по два-три человека. На эту работу нужно отвести не менее 10 минут.

Когда время истекает, все по очереди медленно чита­ют свои рассказы вслух, а остальные игроки следят за соблюдением правил «глокого языка». Побеждает тот, кто написал самый интересный рассказ и не нарушил правил.

Варианты. По мере освоения игры ее можно видоиз­менять и усложнять. Можно провести конкурс перево­дов с «глокого языка», иллюстраций к «глоким» расска­зам, попробовать написать на этом языке стихотворение, сказку, пьесу. Еще интереснее задать жанр или эмоцио­нальный настрой текста: написать страшную историю, веселое четверостишие. После такого задания важно по­наблюдать, какие корни изобретают сочинители для передачи того или иного настроения.

Ребятам полезно проверить рассказы друг друга и убедиться, что правила соблюдены: то, что в своем тек­сте проходит незамеченным, в чужом сразу бросается в глаза. Кроме того, в процессе взаимопроверки возникает множество споров и поводов углубиться в совместные размышления об устройстве языка.

Цели. Сложно сказать, что важнее: сама игра, подго­товка к ней или обсуждение результатов. «Глокий язык» — прекрасный способ поработать с единицами языка, отношениями между ними, языковыми законами. Лишенные лексического значения «глокие» фразы по­зволяют наблюдать голые словообразовательные, морфо­логические и синтаксические абстракции, и благодаря этому многие сведения о языке, просто принятые ребята­ми на веру, обретают убедительность, яркость.

Почему, например, скольким испытуемым ни пред­ложи перевести фразу о «куздре» на русский язык, все без исключения заменяют слово бокр одушевленным су­ществительным? Обсуждение этого вопроса заставляет заново осмыслить (а может быть, впервые понять), что представляет собой категория одушевленности — неоду­шевленности в русском языке, почему мы считаем оду­шевленным снеговика, но не считаем толпу.

Тот же вопрос о бокре заставит присмотреться к суф­фиксу в слове бокренок. Такой суффикс употребляется при обозначении детенышей живых существ, значит, бокр — живой. А почему, собственно, мы уверены, что пе­ред нами — суффикс и что слова бокр и бокренок однокоренные? Ведь мы не считаем, что слово родинка обра­зовано от родина с помощью уменьшительного суф­фикса.

Здесь приведены размышления, которые могут после­довать только за одним вопросом по фразе на «глоком языке», а ведь таких вопросов множество.

Интересны и вопросы, так сказать, по психолингвис­тике: почему практически все люди, переводя или иллю­стрируя фразу о «куздре», изображают нечто агрессив­ное и страшное? Почему редко встретишь вариант пере­вода вроде: Добрая женщина вкусно накормила кота и гладит котенка? Что в этой фразе так влияет на наше воображение?

Сочинять на «глоком языке» довольно сложно. Сложно сочинять корни, чтобы они были выразительны­ми, но не слишком похожими на существующие в язы­ке. Сложно научиться не «переводить» с русского, не шифровать, а именно сочинять на «глоком языке», точ­но не зная даже, что имеешь в виду, но чувствуя сюжет и настроение.

Для примера и вдохновения хорошо прочитать ре­бятам и разобрать с ними этот рассказик Л. Петрушевской, написанный на «глоком языке».


ПУСЬКИ БЯТЫЕ

Сяпала калуша по напушке и ува;шла бутявку. И но лит:

Калушата, калушаточки! Вутяика!

Калушата присяпали и бутявку стрммкдли. И поду донились.

А калуша волит:

Оее, оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучили. Бутя пне видрибмну лась, сопритюкнулась и усяпала с налушки,

А калуша волит:

Бутявок не трямкают. Бутявки дюбы и пюмп зюмо некузявые.

А бутявка брянчит за напушкой:

Калушата подудонились, калушата полудомилме! Зюмо непалявые, пуськи бятые!

Категория: УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА | Добавил: admin (05.12.2016)
Просмотров: 187 | Теги: игры на уроках русского яз, игровые технологии на уроках русско, языковые игры, обучающие игры на уроках русского, ФГОС второго поколения, лингвистиче | Рейтинг: 5.0/2
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2017  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0