Четверг, 25.04.2024, 10:27


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА [45]
ИГРЫ СО СЛОВАМИ [66]
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ [126]
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ [11]
РЕБУСЫ [4]

Главная » Статьи » ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ » ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ

ШКОЛЬНЫЙ КОНКУРС ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ "ЗНАТОКИ"
Задание № 1
Exegi monumentum – я воздвиг себе памятник. Кто автор выражения? Кто из русских поэтов и в каких стихотворениях интерпретировали это высказывание?
Задание № 2
Закончите русские народные пословицы, связанные с характером, обычаями жителей того или иного края, страны: Славна Москва калачами, а Петербург... На Руси не все караси, есть и... Калужанин поужинает, а туляк... Варил черт с москалем пиво, да и от солоду... Цыган раз на веку правду скажет, да и то...


Ответ на задание № 1
Exegi monumentum – лат. (экзеги монументум) - я воздвиг себе памятник (слова знаменитой 3-й оды Горация, которой в русской литературе подражали многие поэты). А. С. Пушкин взял эти слова эпиграфом к стихотворению «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Стихи на тему Горациева «Памятника» есть у Ломоносова, Державина, Фета, Брюсова и других русских поэтов. Сам Гораций позаимствовал эту тему у своих предшественников.
Пушкин Я памятник себе воздвиг нерукотворный К нему не зарастет народная тропа. Ломоносов Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди. Державин Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный Металлов тверже он и выше пирамид. Капнист Я памятник себе воздвигнул долговечной; Превыше пирамид и крепче меди он. Востоков Крепче меди себе создал я памятник Взял над царскими верх он пирамидами. Тучков Я памятник себе поставил Превыше царских пирамид Я имя тем свое прославил. Его великолепный вид, Которой тверже меди зрится, Времен грызенья не страшится. Фет Воздвиг я памятник вечнее меди прочной И зданий царственных превыше пирамид. Фокков Я воздвиг монумент, бронз вековечнее, Выше зданий царей - царственных пирамид. Никольский Долговечней воздвиг меди я памятник И громад пирамид царственных выспренней. Капнист Се памятник воздвигнут мною Превыше царских пирамид, И меди с твердостью большою Он вековечнее стоит. Порфиров Кончен памятник мой - медных статуй прочней, Пирамид величавее царственных он. Брюсов Памятник я воздвиг меди нетленнее Царственных пирамид выше строения. Крачковский Я мавзолей себе сооружил чудесный! Он фараоновых превыше пирамид! Семенов-Тянь-Шанский Создан памятник мной. Он вековечнее Меди и пирамид выше он царственных. Шатерников Создал памятник я, меди нетленнее Пирамидных высот, царственных выше он. Брюсов Вековечней воздвиг меди я памятник Выше он пирамид царских строения. Голосовкер Создал памятник я меди победнее Он взнесен пирамид выше и царственней Крачковский Воздвиг я памятник могучий! Вознесся, царственный, он выше пирамид!
Что касается знаменитого стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», которое мы все знаем еще со школьной скамьи, то интересны рассуждения-исследования в статье В. Бондарева (а он в свою очередь в своих рассуждениях опирается на исследование «Прогулки с Евгением Онегиным», опубликованное в мае 1997 года, литературоведа А. Баркова). «Естественно, что здесь проводятся параллели между аналогичными стихотворениями Пушкина и Державина. Барков делает очень важное предположение: «...Напомню, что всякое «необъяснимое» внутреннее противоречие в произведении великого художника может свидетельствовать только об одном: о наличии скрытой авторской интенции, что превращает такое произведение в мениппею, то есть в сатиру. И целью структурного анализа в данном случае должно стать выявление этой скрытой интенции, то есть, элементов, образующих структуру мениппеи» (А.Б.) Итак, впервые прозвучало слово «сатира». Высмеивание. Но кого? Неужели Державина?! Да бог с вами! Разве мог Пушкин вот так, безапелляционно высмеять своего кумира, наставника? И, если прикрытие Державиным своего стихотворения еще рассматривалось, как возможное, то сатира в отношении державинского «Памятника» — никогда! Правда, надо сказать, что В. Набоков, «...не связанный никакими нормативными обязательствами "приглаживать” Пушкина и "приводить” его "в соответствие” с установленной доктриной, честно определил "Памятник” как пародию на созданное в 1796 году стихотворение Державина, отметив при этом факт копирования строфики вплоть до чередования рифм: AbAb (том 2 с. 310-311).» Но Барков поясняет, что «...С этим утверждением вполне можно согласиться, но с одной поправкой: Пушкин пародирует не Державина, а какого-то другого поэта, якобы анонимно "пародирующего” Державина». (А.Б.) И имя этого человека Павел Александрович Катенин. Почти неизвестный ныне (по крайней мере — не на слуху), он, тем не менее, был очень известным и популярным поэтом в середине 18-го столетия. Катенин и Пушкин были не только сотоварищами по перу, но и давними и непримиримыми соперниками. Можно сказать, что на протяжении почти всей их жизни между этими личностями шла затяжная литературная дуэль. Откровенной вражда двух поэтов возникла на почве различного отношения к ряду литературных направлений, в частности — к романтизму. А.С.Пушкин был ярким выразителем идей романтизма в литературе, в то время, как П.А. Катенин, напротив, отверг его, как «...волю писать бессмыслицу и приобретать похвалу». В тридцатые годы Катенин продолжал шумно воевать с романтизмом и демонстративно аттестовал себя «не-романтиком». Литературная судьба П.А.Катенина не была счастливой. Специалисты по творчеству Катенина отмечают, что центральная лирическая тема зрелого Катенина — тема судьбы отверженного поэта. В 1834 вышла "Княжна Милуша». В сказке хороши лирические отступления. Они связаны единой темой — все той же темой судьбы поэта, пережившего свое время, растерявшего старых друзей и непризнанного новым поколением. Что ж делать? Петь, пока еще поется. Не умолкать, пока не онемел. Пускай хвала счастливейшим дается; Кто от души простой и чистой пел, Тот не искал сих плесков всенародных: В немногих он, ему по духу сродных, В самом себе получит мзду свою, Власть слушать, власть не слушать; я пою. Вот это стихотворение и явилось основой пушкинской пародии. Уж очень близким по духу к державинскому «Памятнику» оно показалось поэту. Да и форма почти та же. Но, возможно, мы никогда не узнали бы пушкинского «Памятника», если бы не ещё одно важное обстоятельство. В 1830 году Катенин направляет в «Северные цветы» свою поэму «Гений и поэт»; в ней он ведет диалог с собственным гением, отделившимся от него самого. Поэма не прошла по цензурным соображениям, но очень хорошо подоспела к восьмой главе романа «Евгений Онегин», где, как мы помним, Онегин ведет аналогичный диалог со своей Музой. Хотя «Гений» и не был опубликован, Пушкин мог ознакомиться с его содержанием через «Северные цветы», к которым был близок. Во всяком случае, диалог с Музой в восьмой главе можно рассматривать и как реакцию Пушкина на это произведение. Вот совокупность всех этих обстоятельств и побудила в конечном итоге Александра Сергеевича написать пародию на П А. Катенина в образе пародии на «Памятник» Державина, ибо дух стихов позднего Катенина, его размышления о собственном месте в поэзии, желание заявить о своем следе в литературе было достаточно близко именно к этому произведению Г. Державина. Теперь становится совершенно ясно, почему гениальный поэт Александр Сергеевич Пушкин написал совершенно противоречащий его собственному литературному кредо и данной ему Природой гражданской скромности это пафосное произведение, как две капли воды похожее на чужое стихотворение. Да еще и с эпиграфом от Горация. Таким образом поэт высмеял своего давнего оппонента Катенина в его стремлении уподобиться Великим и увековечить себя в поэтическом монументе».

Ответ на задание № 2

Славна Москва калачами, а Петербург - усачами. Славна Москва калачами, Петербург - сигами. На Руси не все караси - есть и ерши. Калужанин поужинает, а туляк так ляжет.(Калужанин поужинат, а туляк ляжет и так). Варил черт с москалем пиво, да и от солода отрекся. Повадился черт с москалем пиво варить, так и от солода отрекся. Цыган раз на веку правду скажет, да и то покается.
Категория: ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ | Добавил: admin (15.05.2012)
Просмотров: 3259 | Теги: дополнительный материал к урокам ру, внеклассная работа по русскому язык, литературные игры, игровые формы работы на уроке русск | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0