Задание № 1
Exegi monumentum – я воздвиг себе памятник. Кто автор выражения? Кто из
русских поэтов и в каких стихотворениях интерпретировали это
высказывание? Задание № 2
Закончите русские народные пословицы, связанные с характером, обычаями жителей того или иного края, страны:
Славна Москва калачами, а Петербург...
На Руси не все караси, есть и...
Калужанин поужинает, а туляк...
Варил черт с москалем пиво, да и от солоду...
Цыган раз на веку правду скажет, да и то...
Ответ на задание № 1
Exegi monumentum – лат. (экзеги монументум) - я воздвиг себе памятник
(слова знаменитой 3-й оды Горация, которой в русской литературе
подражали многие поэты).
А. С. Пушкин взял эти слова эпиграфом к стихотворению «Я памятник себе
воздвиг нерукотворный...». Стихи на тему Горациева «Памятника» есть у
Ломоносова, Державина, Фета, Брюсова и других русских поэтов. Сам
Гораций позаимствовал эту тему у своих предшественников. Пушкин
Я памятник себе воздвиг нерукотворный
К нему не зарастет народная тропа.
Ломоносов
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди.
Державин
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный
Металлов тверже он и выше пирамид.
Капнист
Я памятник себе воздвигнул долговечной;
Превыше пирамид и крепче меди он.
Востоков
Крепче меди себе создал я памятник
Взял над царскими верх он пирамидами.
Тучков
Я памятник себе поставил
Превыше царских пирамид
Я имя тем свое прославил.
Его великолепный вид,
Которой тверже меди зрится,
Времен грызенья не страшится.
Фет
Воздвиг я памятник вечнее меди прочной
И зданий царственных превыше пирамид.
Фокков
Я воздвиг монумент, бронз вековечнее,
Выше зданий царей - царственных пирамид.
Никольский
Долговечней воздвиг меди я памятник
И громад пирамид царственных выспренней.
Капнист
Се памятник воздвигнут мною
Превыше царских пирамид,
И меди с твердостью большою
Он вековечнее стоит.
Порфиров
Кончен памятник мой - медных статуй прочней,
Пирамид величавее царственных он.
Брюсов
Памятник я воздвиг меди нетленнее
Царственных пирамид выше строения.
Крачковский
Я мавзолей себе сооружил чудесный!
Он фараоновых превыше пирамид!
Семенов-Тянь-Шанский
Создан памятник мной. Он вековечнее
Меди и пирамид выше он царственных.
Шатерников
Создал памятник я, меди нетленнее
Пирамидных высот, царственных выше он.
Брюсов
Вековечней воздвиг меди я памятник
Выше он пирамид царских строения.
Голосовкер
Создал памятник я меди победнее
Он взнесен пирамид выше и царственней
Крачковский
Воздвиг я памятник могучий!
Вознесся, царственный, он выше пирамид!
Что касается знаменитого стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник себе
воздвиг нерукотворный», которое мы все знаем еще со школьной скамьи, то
интересны рассуждения-исследования в статье В. Бондарева (а он в свою
очередь в своих рассуждениях опирается на исследование «Прогулки с
Евгением Онегиным», опубликованное в мае 1997 года, литературоведа А.
Баркова).
«Естественно, что здесь проводятся параллели между аналогичными
стихотворениями Пушкина и Державина. Барков делает очень важное
предположение: «...Напомню, что всякое «необъяснимое» внутреннее
противоречие в произведении великого художника может свидетельствовать
только об одном: о наличии скрытой авторской интенции, что превращает
такое произведение в мениппею, то есть в сатиру. И целью структурного
анализа в данном случае должно стать выявление этой скрытой интенции, то
есть, элементов, образующих структуру мениппеи» (А.Б.)
Итак, впервые прозвучало слово «сатира». Высмеивание. Но кого?
Неужели Державина?! Да бог с вами! Разве мог Пушкин вот так,
безапелляционно высмеять своего кумира, наставника? И, если прикрытие
Державиным своего стихотворения еще рассматривалось, как возможное, то
сатира в отношении державинского «Памятника» — никогда!
Правда, надо сказать, что В. Набоков, «...не связанный никакими
нормативными обязательствами "приглаживать” Пушкина и "приводить” его "в
соответствие” с установленной доктриной, честно определил "Памятник”
как пародию на созданное в 1796 году стихотворение Державина, отметив
при этом факт копирования строфики вплоть до чередования рифм: AbAb (том
2 с. 310-311).» Но Барков поясняет, что «...С этим утверждением вполне
можно согласиться, но с одной поправкой: Пушкин пародирует не Державина,
а какого-то другого поэта, якобы анонимно "пародирующего” Державина».
(А.Б.)
И имя этого человека Павел Александрович Катенин. Почти неизвестный ныне
(по крайней мере — не на слуху), он, тем не менее, был очень известным и
популярным поэтом в середине 18-го столетия. Катенин и Пушкин были не
только сотоварищами по перу, но и давними и непримиримыми соперниками.
Можно сказать, что на протяжении почти всей их жизни между этими
личностями шла затяжная литературная дуэль.
Откровенной вражда двух поэтов возникла на почве различного отношения к
ряду литературных направлений, в частности — к романтизму. А.С.Пушкин
был ярким выразителем идей романтизма в литературе, в то время, как П.А.
Катенин, напротив, отверг его, как «...волю писать бессмыслицу и
приобретать похвалу».
В тридцатые годы Катенин продолжал шумно воевать с романтизмом и
демонстративно аттестовал себя «не-романтиком».
Литературная судьба П.А.Катенина не была счастливой.
Специалисты по творчеству Катенина отмечают, что центральная лирическая
тема зрелого Катенина — тема судьбы отверженного поэта. В 1834 вышла
"Княжна Милуша». В сказке хороши лирические отступления. Они связаны
единой темой — все той же темой судьбы поэта, пережившего свое время,
растерявшего старых друзей и непризнанного новым поколением.
Что ж делать? Петь, пока еще поется.
Не умолкать, пока не онемел.
Пускай хвала счастливейшим дается;
Кто от души простой и чистой пел,
Тот не искал сих плесков всенародных:
В немногих он, ему по духу сродных,
В самом себе получит мзду свою,
Власть слушать, власть не слушать; я пою.
Вот это стихотворение и явилось основой пушкинской пародии. Уж очень
близким по духу к державинскому «Памятнику» оно показалось поэту. Да и
форма почти та же.
Но, возможно, мы никогда не узнали бы пушкинского «Памятника», если бы
не ещё одно важное обстоятельство.
В 1830 году Катенин направляет в «Северные цветы» свою поэму «Гений и
поэт»; в ней он ведет диалог с собственным гением, отделившимся от него
самого. Поэма не прошла по цензурным соображениям, но очень хорошо
подоспела к восьмой главе романа «Евгений Онегин», где, как мы помним,
Онегин ведет аналогичный диалог со своей Музой. Хотя «Гений» и не был
опубликован, Пушкин мог ознакомиться с его содержанием через «Северные
цветы», к которым был близок. Во всяком случае, диалог с Музой в восьмой
главе можно рассматривать и как реакцию Пушкина на это произведение.
Вот совокупность всех этих обстоятельств и побудила в конечном итоге
Александра Сергеевича написать пародию на П А. Катенина в образе пародии
на «Памятник» Державина, ибо дух стихов позднего Катенина, его
размышления о собственном месте в поэзии, желание заявить о своем следе в
литературе было достаточно близко именно к этому произведению Г.
Державина.
Теперь становится совершенно ясно, почему гениальный поэт Александр
Сергеевич Пушкин написал совершенно противоречащий его собственному
литературному кредо и данной ему Природой гражданской скромности это
пафосное произведение, как две капли воды похожее на чужое
стихотворение. Да еще и с эпиграфом от Горация. Таким образом поэт
высмеял своего давнего оппонента Катенина в его стремлении уподобиться
Великим и увековечить себя в поэтическом монументе». Ответ на задание № 2
Славна Москва калачами, а Петербург - усачами.
Славна Москва калачами, Петербург - сигами.
На Руси не все караси - есть и ерши.
Калужанин поужинает, а туляк так ляжет.(Калужанин поужинат, а туляк ляжет и так).
Варил черт с москалем пиво, да и от солода отрекся.
Повадился черт с москалем пиво варить, так и от солода отрекся.
Цыган раз на веку правду скажет, да и то покается.