Игра поможет ребенку избавиться от неприятных
эмоций и впечатлений. У нее также может быть несколько вариантов, в то
время как участников достаточно двоих.
Допустим, ребенок будет играть роль врача или учителя, в
зависимости от его возраста и впечатлений, ведь чем ярче у него
впечатления от представителя той или иной профессии, тем легче ему
изображать этого человека. Предположим, что он совсем недавно посетил
врача; значит, лучше всего остановиться на варианте: больной и врач.
Конечно, родитель должен играть роль пациента, который
пришел к врачу за помощью. Хорошо, если в хозяйстве найдется белый
халат, который наденет маленький «врач», так он сможет лучше
почувствовать себя в этой роли. Также понадобятся некоторые инструменты,
присущие медику. Они могут быть в виде детского набора аптечки, либо
изготовлены из подручных материалов самостоятельно.
Предоставьте ребенку просторный стол и кресло, так
сказать – своеобразный кабинет, где он будет принимать своих
«пациентов». Обязательно дайте малышу несколько листов бумаги и ручку,
не помешает и большой журнал, в который он будет записывать жалобы.
Можно сделать для маленького «врача» пачечку бланков рецептов, справок и
других нужных бумаг, выделить несколько пустых пузырьков и тюбиков
из-под лекарств.
Сама же игра заключается в том, что ребенок берет на
себя роль врача, а родитель – пациента. Вы приходите к маленькому
«врачу» и жалуетесь ему на какое-то недомогание.
В течение всей игры взрослые должны терпеливо принимать любое лечение, принимать все прописанные лекарства.
По такому же принципу может быть построена игра в
учителя и учеников. Ребенок – «учитель». В этой игре достаточно двоих
участников, не обязательно собирать целый отряд «школьников». Чтобы игра
была интересной, нужно помочь ребенку сделать ее более реалистичной,
следовательно – более поучительной. Сделайте один или несколько
журналов, в которые «учитель» будет заносить оценки своих «учеников».
Можно выделить несколько небольших тетрадей для них, то есть придать
всему действию большее правдоподобие. Можно играть и на улице, и в доме.
Игра хороша тем, что позволит ребенку выплеснуть негативные эмоции, а также посмотреть на свою учебу глазами учителя.
Она развивает в детях дар убеждения, дипломатичность и
некоторые другие качества. Конечно, большим плюсом будет, если в этой
игре вы задействуете и других детей на роль учеников, тогда она принесет
наибольший результат и несомненное удовольствие. Но в случае, когда в
этой игре достаточно много участников, обязательно возникнут
разногласия, поэтому каждый по очереди должен стать на какое-то время
«учителем», а все остальные «учениками».
Подобные игры проводятся и с детьми более старшего
возраста. Такое можно организовать прямо на настоящем уроке. Учитель
предлагает кому-то из учеников занять его место и продолжить урок.
Во-первых, это поможет детям расслабиться, во-вторых – изменить
отношение к учителю. Если в школе такая игра проводится регулярно, то,
как правило, возможность стать учителем на один урок предоставляется
всем ученикам. Подобное действие дисциплинирует ребят, воспитывает в них
внимательность, чувство ответственности.
Если ребенок решил сыграть в учителя без других детей,
родители должны ему помочь и как-то подыграть, взяв на себя роль
учеников или коллег-учителей.
В этой игре важнее всего то, как ребенок будет вести
себя в роли учителя, каково его отношение к ученикам. Игра плюс ко всему
даст взрослым понять, как ребенок воспринимает школу, нравятся ли ему
отношения в классе. Словом, эта игра позволяет, не задавая вопросов,
узнать очень многое о школьной жизни ребенка.
Подобные игры могут варьироваться. А именно – вместо
главных персонажей – «врача» и «учителя» – могут быть представители
других профессий, но обязательно знакомые ребенку и интересные для
подражания; к тому же, такие профессии должны иметь партнерские
отношения с представителями различных социальных слоев. Игра может быть
очень интересной, если ребенок выступает в качестве продавца, а взрослые
или другие дети – покупателей. Ее познавательный элемент в том, что
ребенок может создать настоящий небольшой магазин, торгующий различными
вещами, придумать и нарисовать деньги с определенным номиналом, чтобы
«покупателям» было чем расплачиваться за товар. Если ребенок будет
достаточно часто играть в такую игру, вы получаете шанс воспитать
раскованного человека, который с легкостью сможет в дальнейшем общаться с
настоящими продавцами.
Есть и другие варианты этой игры, например «парикмахер» и
его «клиент». На некоторое время ребенок может ощутить себя в роли
парикмахера, делающего стрижку по желанию «клиента». Для этой игры можно
приобрести специальный набор «Для юного парикмахера», который добавит
азарта. Конечно, необходимо предоставить ему и другой необходимый
инвентарь, например полотенца, шампунь, заколки и прочее. В игре лучше
ограничиться сооружением причесок, не стоит доверять ребенку какую бы то
ни было стрижку. Если есть возможность предоставить ребенку большинство
необходимых материалов, игра пройдет для него очень весело и
познавательно.
Такие игры рассчитаны на партнерские отношения. Очень
хорошо развивают в детях коммуникабельность, дипломатичность, чувство
сплоченности. Позволяют посмотреть на мир несколько с другой стороны,
увидеть все в новом свете. |