В некотором царстве, в некотором государстве
жил-был царь Русский язык. Жил он в чудесном дворце. И решил он
однажды вырастить сад вокруг дворца. Созвал он своих подданных –
частей речи и говорит: Надо бы вокруг дворца моего вырастить сад,
да не простой, а вечнозеленый. Посему повелеваю: именам
существительным решать, что сажать – деревья, цветы,
травы, кусты. Именам прилагательным решать, какие
деревья, цветы, травы, кусты сажать: красивые, прекрасные,
вечнозеленые. Наречиям – как сажать: быстро, аккуратно
и качественно. А глаголы должны выполнить эту работу – посадить
растения. И началась работа. Долго ли, скоро ли, решил Русский
язык посмотреть, как выполняют его приказ. Пошел он в сад и видит –
половина сада посажена: растут деревья, цветут прекрасные цветы,
журчат ручейки, поют птицы, а другая половина сада не закончена.
Решил царь узнать, в чем же дело. Подошел он к глаголам, сделавшим
свою работу, и услышал, что все они задают вопросы именам
существительным что сделать? А потом незаметно подошел к
глаголам в другой половине сада. Они задавали вопрос что
делать? Тогда царь Русский язык решил, что всю работу должны
делать глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?, а
остальные глаголы ничего не будут делать. Однажды захотелось
Русскому языку прогуляться по своему любимому саду. Пришел он в сад
и видит – половина сада ухожена, а другая... о кошмар, что стало с
этой половиной сада! Стал царь выяснять, в чем дело. Оказалось,
что за половиной сада ухаживали глаголы, отвечающие на вопрос что
делать?, и их половина была ухожена, а за другой половиной –
глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? – они только раз
полили растения и решили, что больше не нужно. Тогда царь Русский
язык разделил все глаголы на два вида: те, которые обозначают, что
действие происходит один раз и закончено и отвечают на вопрос что
сделать?, были названы глаголами совершенного вида; а те,
которые обозначают, что действие происходит многократно,
продолжается во времени и не закончено и отвечают на вопрос что
делать?, были названы глаголами несовершенного вида. С тех
пор существует два вида глаголов.
* * *
Не за синими морями, Не за дальними лесами, В
стране слов Словарик Жил да был один старик.
Жил-был много тысяч лет назад старик-корень
лес. Пожил он уже много и за это время стал очень
богатым. Все бы хорошо, да был он одинок. Скучно ему было и грустно.
И домов в его стране много было, да жить некому в них. И вот
однажды проходил мимо суффикс ок. Залюбовался он
необычной страной и присел отдохнуть. А старик-корень уже навстречу
бежит, радуется гостю. Поздоровался с ним и рассказал про свое
житье-бытье. Пожалел суффикс старика и согласился погостить
денек-другой. Привел его старик-корень в дом, и стали они дружно и
весело жить. Суффикс ок к корню лес в
гости ходил, чай пил. Так и жили лес да
ок, лесок. А вскоре и не разлучить их
стало. Да так суффиксу понравилось у старика, что остался он у него
навсегда жить. А тем временем мимо проходила приставка
под. Идет, удивляется: не раз проходила она мимо этой
страны, и всегда тихо и грустно было вокруг, а на этот раз смех и
шутки слышны аж от самой границы. Интересно ей стало, решила она
заглянуть на огонек. А лес да ок ей уже
навстречу выходят. Эти друзья всегда гостям рады. Обогрели,
накормили они приставку. Предложили ей погостить немного. А
приставка, видя ласку да доброту, и сама рада остаться. Так и зажили
они втроем: приставка под, корень лес и
суффикс ок – подлесок. Хорошо им втроем
живется. Никто ни на кого не ругается, сплошной мир и покой. Жили
они долго и счастливо. Но в одно солнечное утро появился у границ
страны Словарик суффикс ник. Удивился шуму и веселью.
А когда узнал, в чем дело, страшно рассердился: "Что это? Почему в
моем доме живут какие-то посторонние суффиксы и приставки, когда
только я – ближний родственник старику-корню?" Топнул ногой и выгнал
всех, а сам рядышком встал: лес ник. Бедные суффиксы и
приставки побрели своей дорогой. Но старик-корень догнал их и
вернул. Как же тебе не стыдно, – сказал он суффиксу
ник. – Ты же сводных братьев своих выгнал. И для тебя,
и для них я старик-корень лес один, а поэтому вы –
слова лесок, подлесок,
лесник – родственники. И называетесь одним словом –
"однокоренные". Помирились приставки и суффиксы и стали дружно жить.
А потом к ним еще много других приставок и суффиксов в гости
заходило. А вы, ребята, придумайте еще однокоренные слова с
корнем лес.
* Эта сказка является эффективным средством
обучения младших школьников орфографии, так как игра – ведущий вид
деятельности в этом возрасте. Она создает эмоциональный фон радости,
заинтересовывает, привлекает внимание детей к важным моментам, а
также имеет воспитательное значение. |