Четверг, 18.04.2024, 23:04


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА [45]
ИГРЫ СО СЛОВАМИ [66]
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ [126]
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ [11]
РЕБУСЫ [4]

Главная » Статьи » ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ » ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА "Разряды местоимений"

Сегодня ребята, постараемся приобрести новых друзей. Мы вообще-то не раз встречались с ними. Но это знакомство было поверхностным, как говорят шапочным. В жизни часто так бывает: идешь по городу – одно знакомое лицо, другое, мы многих узнаем, потому что часто встречаем, но ведь ничего не знаем о них. Вот такие наши знакомые «незнакомцы» живут в одном доме, так как все они родственники. И фамилия у них общая – Местоимение, а имена у них разные, конечно. Сначала давайте подумаем, а почему они носят такую фамилию (на примере выясняем, что в предложении они употребляются вместо имен: существительного, прилагательного, числительного, следовательно указывают  на предмет, признак, количество, но не называют их!)

А для того, чтобы узнать имена всех местоимений, давайте отправимся к ним в гости. Местоимения живут в трехэтажном доме. Начнем своё посещение с третьего этажа. В первой комнате живут наши самые старые знакомые – личные местоимения. Как вы думаете, почему они так называются? Указывают на лица, о которых говорится в предложении. Есть три лица: 1-ое, 2-ое, 3-е, два числа: единственное и множественное. Расположение этих местоимений нужно хорошо помнить, т.к. они нам понадобятся при определении лица глаголов. Но вот закавыка: эти местоимения могут совершенно менять свой облик, например, я – меня; они – их. В таких случаях я могу посоветовать вам такое средство: ставьте местоимение в именительном падеже, и тогда они вас не проведут. Давайте потренируемся: определим именительный падеж местоимений себе, мне, ему, нас, с ним, его.

А сейчас отправимся в другую комнату. В первой было тесно, а в этой – простор. В такой большой комнате живёт лишь одно необычное местоимение. Чтобы отличаться от всех, оно даже формы именительного падежа не имеет. И очень гордится своей оригинальностью. Оно очень в себя влюблено, постоянно возвращается мыслями только к себе, поэтому, вероятно, и названо возвратным.

Что-то стало с таким зазнайкой. Давайте в следующую комнату заглянем. Как вы думаете, сколько здесь жителей? Шесть? А вот и ошиблись. Их здесь целых двенадцать! А чтобы вы их всех увидели, сейчас я вам расскажу габровский анекдот. Габрово – это город в Болгарии, где живут очень весёлые люди. Они постоянно смеются над своей скупостью. Даже эмблема этого города – кошка без хвоста (чтобы меньше тепла из дома уходило, когда она отправляется гулять). Так вот, встречается один габровец с другим и спрашивает:

- У тебя есть фотокарточка твоих близнецов?

- Вот она!

-Но здесь только один!

-Достаточно. Другой точь-в-точь такой же.

Вот и я, следуя совету габровцев, решила: зачем мне писать все 12 местоимений, когда можно только 6, ведь остальные 6 – точно такие же. Только в одних предложениях они относительные, в других – вопросительные. Вопросительные, конечно, находятся в вопросительных предложениях, а относительные – в сложноподчиненных, для связи главного с придаточным.

Теперь спустимся на второй этаж. Здесь живут неопределенные и отрицательные местоимения. Почему они так называются? Если бы им потребовалось голосовать на собрании, то первые всегда бы воздержались. Всё у них как-то неопределенно: кто-то, кто-нибудь, несколько. А вторые голосовали бы только против, уж очень они любят отрицать: никто, никакой, нисколько.

А коварные они какие! Так и подстерегают вас, чтобы вы сделали ошибк. Но с вами – люди смышленые и с ними справимся. Для этого нам нужно иметь два золотых ключика: первый находится в волшебной фразе Кое-, - то, -либо, - нибудь – про дефис не забудь, и я вам его подарю, а второй вы добудете сами. Для этого нужно внимательно посмотреть на блок и определить, когда пишется приставка не -, а когда ни – (Под ударением не -, в безударной позиции ни -. Этот вывод подсказывает блок, где красным цветом выделены акценты).

И, наконец, первый этаж. Сначала отправимся в гости к притяжательным местоимениям. Они большие скряги, для них главное – показать, кому что принадлежит. Они как бы притягивают всё к себе. В соседней комнате разместились определительные местоимения. Называют их так потому, что в предложении они являются определениями.

А в последней комнате поселились указательные местоимения. Уж очень они любят указывать: тот, это, такой, столько.

Ну, вот и кончился наш визит. А теперь посмотрим, кто приобрел больше всех друзей. Распределите местоимения по разрядам:  меня, их, собой, тот, твоих, никого, ничего, столько, сколько, какой-нибудь, нечто, каков, который, чей, себя, сам.

Категория: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ | Добавил: admin (16.12.2011)
Просмотров: 4537 | Теги: сказкотерапия, учителю русского языка, сказки на уроках русского языка, методические находки, игровые формы работы на уроке, лингвистические сказки | Рейтинг: 3.5/2
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0