Вторник, 23.04.2024, 23:08


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА [45]
ИГРЫ СО СЛОВАМИ [66]
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ [126]
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ [11]
РЕБУСЫ [4]

Главная » Статьи » ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ » ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА "ПОХОЖДЕНИЯ МЯГКОГО ЗНАКА"

Мягкий знак прожил богатую событиями жизнь: одно время работал гласным (до XIV в.), потом безгласным и разделительным. Он был уверен в том, что впереди у него долгая жизнь, и кто знает, на какую еще службу призовет его Орфография. Поэтому он с удовольствием поддерживал свою материальную форму.
В один из таких сладостных моментов, когда он с увлечением занимался гимнастикой, в дверь постучали. Пружинящей походкой Мягкий знак подошел к двери. Представшая перед ним картина не способствовала приливу жизненной энергии: подпираясь толстой инвалидной палкой, в дверях стоял заросший недельной щетиной, с воспаленными, слезящимися глазами Твердый знак.
Опустим приветствия, расспросы, утешения.
Беда свалилась на Твердый знак из ученических тетрадей – дети то и дело путают его с Мягким знаком. Казалось бы, эка невидаль: кого только с кем ученики не путают! И о с а, и и с у, и т с п! Что же, всем ходить теперь заросшими?!
Но с Твердым знаком все было сложнее. После 1917 года, когда его уволили и лишили места после твердых согласных, оставив лишь скромную должность разделительного знака на пару с Мягким знаком, ему теперь все время мерещится, что его и с этой должности попросят. Перед его глазами стоит судьба h (ять) и иже с ним...
Кстати, среди утешений, произнесенных Мягким знаком, было напоминание о том, что Твердый знак теперь активно употребляют в ретро-названиях, например, газеты «Коммерсантъ».
Твердый знак был безутешен:
– Но ведь я не обозначаю твердости! Передо мной согласные произносят, как Бог на душу положит: [сйэ]зд и [с’йэ]м, по[дйо]м и о[б’йо]м – ну никакого единообразия! Вот скоро заменяет меня на тебя – и кончено мое существование.
Энергичный Мягкий знак решил не сдаваться – друзей в беде не бросают! Да и скучно будет в алфавите одному такому вот просто безгласному знаку.
– Значит, надо этим ученикам еще раз все про себя объяснить. Давай найдем, что между нами общего, а в чем наше различие, и все детали продемонстрируем, – деловито предложил Мягкий знак.
– Итак, – задумался Мягкий знак о сходстве*, – работа разделительного знака заключается в том, чтобы показать, что после согласного звука надо произносить звук [й], который спрятан в буквах я, е, ё, ю. Можно сравнить и убедиться в сказанном: Коля – колья, лед – льет, полет – польет, сесть – съесть, солю – солью.
Буквы я, е, ё, ю выполняют двойную работу и поэтому нуждаются в дополнительных сигналах – к какой именно работе им надо приступить.

I. Двойная работа

1-я работа

Показать мягкость предшествующего согласного и обозначить гласный звук.
Например: мял [м’ал]

2-я работа

Обозначить два звука: [й] и соответствующий гласный (я --> (й + а), е--> (й + э), ё--> (й + о), ю--> (й + у)

II. Сигналы

К 1-й работе

согл. + я, е, ё, ю, (и)
пять [п’а]ть,
петь [п’е]ть, пёс [п’ос],
Люся [л’ус’а], киска [к’ис]ка

Ко 2-й работе

1) начало слов ель, ёж, яма, юг
2) после гласного пояс, поел, поет, поют
3) после разделительного знака

III.

Один из разделительных знаков выбирается так:

Для обозначения границы приставки и корня

Ъ

В середине корня и рядом с окончанием

Ь

– Вот теперь остановимся и поговорим обстоятельнее. – Мягкий знак прошелся по комнате, сосредоточиваясь. – Итак, сигнал: мы слышим в слове сочетание звуков [й] и гласного, и оно не в начале слова и не после гласного.
– Самое сложное – понять: внутри ли корня звукосочетание, которое слышится, или на границе приставки и корня, – включился в беседу Твердый знак и страстно добавил: – Вот в чем дело-то! Малыши и слов-то еще мало знают, где им приставки с корнями разграничивать!
– Какой ты сердобольный! Жалеешь их, да? Вот ты их будешь жалеть, учитель будет жалеть, мама с папой будут жалеть, и он сам так себя зажалеет, что никогда ни одного нового хорошего слова не выучит! Пусть учат! – постановил Мягкий знак. – И прежде выучат приставки, потом особо корни, которые с [й] начинаются; соединяют их и пишут всякие разности. Ну и слова с нами запоминают, учатся корень в слове находить. А мы поможем, давай?
– Давай, – ободрился Твердый знак. – А потом я побреюсь. – Забыв о толстой палке, Твердый знак, с веселой улыбкой и блестящими глазами, твердой походкой направился к письменному столу. Впереди была интересная работа.
Твердый знак и Мягкий знак решили сначала выписать для детей корни и приставки.
Твердый знак так старался писать крупно и красиво, что немного устал и захотел передохнуть.

Помогите Твердому знаку: пока он отдыхает, соедините приставки с корнями и образуйте новые слова.

ПРИСТАВКИ, ПОСЛЕ КОТОРЫХ ПИШЕТСЯ Ъ

1) въ-, съ-;
2) изъ-, объ-, отъ-;
3) разъ-, безъ-, надъ-, подъ-;
4) предъ-, сверхъ-...

КОРНИ, НАЧИНАЮЩИЕСЯ С  [Й]:

Езд-ить, ед-а, един-ый, елоз-ить, ежевик-а, ёж, ёл-ка; юбилей, юбк-а, юл-а, юмор; ябед-а, ясн-ый, яблок-о, явл-ение, ягод-а, ядр-о, язв-а, язык, якорь, ям-а, яр-ость, ярк-ий.

Работа шла до позднего вечера. Следующее утро Твердый знак начал с аэробики.


!!! С этого места можно предложить ученикам старших классов, повторяющим правило, дописать самим сказку.

Категория: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ | Добавил: admin (12.05.2012)
Просмотров: 3077 | Теги: сказкотерапия, учителю русского языка, сказки на уроках русского языка, лингвистические сказки, игровые формы работы на уроке, методические находки | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0