Мягкий знак прожил богатую событиями
жизнь: одно время работал гласным (до XIV в.), потом
безгласным и разделительным. Он был уверен в том,
что впереди у него долгая жизнь, и кто знает, на
какую еще службу призовет его Орфография.
Поэтому он с удовольствием поддерживал свою
материальную форму.
В один из таких сладостных моментов, когда он с
увлечением занимался гимнастикой, в дверь
постучали. Пружинящей походкой Мягкий знак
подошел к двери. Представшая перед ним картина не
способствовала приливу жизненной энергии:
подпираясь толстой инвалидной палкой, в дверях
стоял заросший недельной щетиной, с
воспаленными, слезящимися глазами Твердый знак.
Опустим приветствия, расспросы, утешения.
Беда свалилась на Твердый знак из ученических
тетрадей – дети то и дело путают его с Мягким
знаком. Казалось бы, эка невидаль: кого только с
кем ученики не путают! И о с а, и и
с у, и т с п! Что же, всем
ходить теперь заросшими?!
Но с Твердым знаком все было сложнее. После
1917 года, когда его уволили и лишили места после
твердых согласных, оставив лишь скромную
должность разделительного знака на пару с Мягким
знаком, ему теперь все время мерещится, что его и
с этой должности попросят. Перед его глазами
стоит судьба h (ять) и иже с ним...
Кстати, среди утешений, произнесенных Мягким
знаком, было напоминание о том, что Твердый знак
теперь активно употребляют в ретро-названиях,
например, газеты «Коммерсантъ».
Твердый знак был безутешен:
– Но ведь я не обозначаю твердости! Передо мной
согласные произносят, как Бог на душу положит:
[сйэ]зд и [с’йэ]м, по[дйо]м и о[б’йо]м – ну никакого
единообразия! Вот скоро заменяет меня на тебя – и
кончено мое существование.
Энергичный Мягкий знак решил не сдаваться –
друзей в беде не бросают! Да и скучно будет в
алфавите одному такому вот просто безгласному
знаку.
– Значит, надо этим ученикам еще раз все про себя
объяснить. Давай найдем, что между нами общего, а
в чем наше различие, и все детали
продемонстрируем, – деловито предложил Мягкий
знак.
– Итак, – задумался Мягкий знак о сходстве*, –
работа разделительного знака заключается в том,
чтобы показать, что после согласного звука надо
произносить звук [й], который спрятан в буквах я,
е, ё, ю. Можно сравнить и убедиться в
сказанном: Коля – колья, лед – льет, полет –
польет, сесть – съесть, солю – солью.
Буквы я, е, ё, ю выполняют двойную работу и
поэтому нуждаются в дополнительных сигналах – к
какой именно работе им надо приступить.
I. Двойная работа
1-я работа
Показать мягкость предшествующего
согласного и обозначить гласный звук.
Например: мял [м’ал]
2-я работа
Обозначить два звука: [й] и
соответствующий гласный (я --> (й + а), е--> (й + э),
ё--> (й + о), ю--> (й + у)
II. Сигналы
К 1-й работе
согл. + я, е, ё, ю, (и)
пять [п’а]ть,
петь [п’е]ть, пёс [п’ос],
Люся [л’ус’а], киска [к’ис]ка
Ко 2-й работе
1) начало слов ель, ёж, яма, юг
2) после гласного пояс, поел, поет, поют
3) после разделительного знака
III.
Один из разделительных знаков
выбирается так:
Для обозначения границы
приставки и корня |
Ъ |
В середине корня и рядом с
окончанием |
Ь |
– Вот теперь остановимся и поговорим
обстоятельнее. – Мягкий знак прошелся по
комнате, сосредоточиваясь. – Итак, сигнал: мы
слышим в слове сочетание звуков [й] и гласного, и
оно не в начале слова и не после гласного.
– Самое сложное – понять: внутри ли корня
звукосочетание, которое слышится, или на границе
приставки и корня, – включился в беседу Твердый
знак и страстно добавил: – Вот в чем дело-то!
Малыши и слов-то еще мало знают, где им приставки
с корнями разграничивать!
– Какой ты сердобольный! Жалеешь их, да? Вот ты их
будешь жалеть, учитель будет жалеть, мама с папой
будут жалеть, и он сам так себя зажалеет, что
никогда ни одного нового хорошего слова не
выучит! Пусть учат! – постановил Мягкий знак.
– И прежде выучат приставки, потом особо корни,
которые с [й] начинаются; соединяют их и пишут
всякие разности. Ну и слова с нами запоминают,
учатся корень в слове находить. А мы поможем,
давай?
– Давай, – ободрился Твердый знак. – А потом я
побреюсь. – Забыв о толстой палке, Твердый знак, с
веселой улыбкой и блестящими глазами, твердой
походкой направился к письменному столу. Впереди
была интересная работа.
Твердый знак и Мягкий знак решили сначала
выписать для детей корни и приставки.
Твердый знак так старался писать крупно и
красиво, что немного устал и захотел передохнуть.
Помогите Твердому знаку: пока он
отдыхает, соедините приставки с корнями и
образуйте новые слова.
ПРИСТАВКИ, ПОСЛЕ КОТОРЫХ ПИШЕТСЯ Ъ
1) въ-, съ-;
2) изъ-, объ-, отъ-;
3) разъ-, безъ-, надъ-, подъ-;
4) предъ-, сверхъ-...
КОРНИ, НАЧИНАЮЩИЕСЯ С [Й]:
Езд-ить, ед-а, един-ый, елоз-ить,
ежевик-а, ёж, ёл-ка; юбилей, юбк-а,
юл-а, юмор; ябед-а, ясн-ый, яблок-о,
явл-ение, ягод-а, ядр-о, язв-а, язык,
якорь, ям-а, яр-ость, ярк-ий.
Работа шла до позднего вечера.
Следующее утро Твердый знак начал с аэробики.
!!! С этого места можно предложить
ученикам старших классов, повторяющим правило,
дописать самим сказку. |