Четверг, 28.03.2024, 20:05


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА [45]
ИГРЫ СО СЛОВАМИ [66]
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ [126]
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ [11]
РЕБУСЫ [4]

Главная » Статьи » ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ » ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА"Ер Твёрдович Приставкин, собачка Ерька и человечки с кармашками (Употребление букв «ь» и «ъ»)"
Однажды поздним вечером я сидела в своей комнате за письменным столом, заваленным грудами ученических тетрадей. «Настоящие бумажные горы»,— подумала я. Ужасно хоте­лось спать. Но мысль о том, что ребята ждут свои проверенные тетради, не отпуск-ала меня от стола. Их оставалось совсем немного, а глаза слипались, буквы двоились, прыгали, строили смешные рожицы.

— Прекратите,— погрозила    я    им    паль­цем. — Вы же мешаете мне работать! Буквы засмеялись и бросились наутёк.

— Куда же вы? Постойте! Что я завтра скажу ребятам?! — закричала я им вдогонку.

Тут лист бумаги полетел вниз. И не лист это был вовсе, а карта неведомой страны. А  чей-то  таинственный  голос  завёл   нето­ропливую сказку:

Не далеко, не близко,

Не высоко, не низко,

За бумажными горами

И дремучими лесами...

     И тут я увидела свои сбежавшие буквы: они прыгали внизу на полянке и изо всех сил махали мне руками. Я нагнулась, чтобы рассмотреть их поближе — и вдруг полетела прямо на полянку. «Сейчас разобьюсь»,— промелькнуло в голове. Но надо мной неожи­данно раскрылся парашют, и я мягко при­землилась в душистую зелень. Меня тут же окружили человечки.

     — Е, Ю, Я, Ё,— представились они.

     Человечки были похожи на кенгуру: из кармашков на животе выглядывали крохотные зелёные зверушки, такие мохнатые, что их глаз совсем не было видно.

     А один, самый любопытный, так высунулся, что чуть не свалился в траву.

    Я погладила его по головке. Шерсть была шелковистой и тёплой, совсем как у котят, но только зелёной.

     — Йот,— важно представился он и протя­нул мне крохотную ручку.

     — Татьяна Петровна,— ответила я, подста­вив мизинец.

     Сзади послышался шорох. Я оглянулась. К нам приближалось необычное существо. По-видимому, оно очень спешило, но двигалось очень странно — зигзагами, то и дело приса­живаясь на какие-то табуретки. «Откуда они взялись на полянке? — удивилась я. — Вы­росли, что ли?»

     Когда существо подошло поближе, сразу стало ясно, почему оно спешило так медленно: во-первых, оно было очень старое и близору­кое, во-вторых, его маленькие ножки просто подгибались под тяжестью огромного живота.

     — Ер Твёрдович Приставкин,— с достоин­ством, но почему-то хриплым шёпотом пред­ставился он. — Вы, люди, называете меня твёрдым знаком, совсем забыв, что я старей­шая буква русского алфавита, и у меня тоже свой голос. Просто из-за своих твёрдых убеждений я со всеми спорил и окончательно охрип. И теперь меня совсем не слышно. Но именно твёрдость характера послужила причи­ной того, что меня избрали главным погра­ничником страны Словографии.

доверив Вам службу на границе,— польстила я ему. — Только Вам, наверное, очень трудно передвигаться... Ваш почтенный возраст...

     — Нет-нет, ничего. Что за жизнь без настоящего дела? Я приспособился. Смотрите: по всей полянке стоят мои приставки. — И он показал на удивившие меня табуретки. Вгля­девшись в них, я увидела на ближних надписи: под, с, об.

     — А как вы думаете, почему меня ставят только после приставок? И он смешно запел хриплым голосом:

Всегда после приставки

Меня вы твёрдо ставьте,

А сзади так: е, я, ю, ё,—

Такое правило моё.

     Тут же откуда ни возьмись прибежали уже знакомые мне человечки с кармашками. По-видимому, это была их любимая песенка, поэтому они очень торопились. Один из них так спешил"', что споткнулся о приставку с и растя­нулся на траве. Йотик выпал из кармашка и тоненько запищал.

Ер Твёрдович со всех ног бросился к нему, уселся на приставку и, пока человечек ползал по траве, отыскивая в ней зелёного малыша, всё время, как магнитофон,-повторял: «Осто­рожно, не наступите на Йотика. Осторожно, не наступите на Йотика. Осторожно...»

     — Уф,— встал он наконец, когда человечек нашёл своего Йотика и запихнул его в карма­шек.

     — Меня пишут после приставок,— про­должал Твёрдый Знак,— потому что на них всё время сижу. Из-за этого меня так и прозва­ли — Приставкин. Вы же видите, как мне трудно передвигаться. А знаете, сколько мне лет? Более тысячи. Поэтому я попросил мастера Словообразование сколотить мне по­больше приставок и расставить их по всей пограничной полянке. А мои внучки всё время бегают и спотыкаются. Вы уже познакомились с ними?

     Я догадалась, что речь идёт о е, ё, ю, я.

     — Очень милые у вас внучки,— сказала я,— а в кармашках у них такие любопытные зеленые зверушки.

     — Зверушки — это йотики, а человечков называют буквятами. Они очень шустрые: ни минуты не могут посидеть спокойно, всё время бегают, прыгают и, конечно, падают, спотыка­ясь о приставки. Тогда Йотик выпадает из кармашка. Попробуйте-ка, найдите его в зелё­ной траве. Без Йотика слова получаются уродливыми: не въезд, а везд, не съехал, а сехал. Не поставить меня на защиту Йотика — всё равно, что безжалостно разда­вить его.

     У меня больно сжалось сердце. Раздавить! Такого тёплого шелковистого малыша? Завтра же расскажу, нет, лучше нарисую его ребятам. Нет, лучше я свяжу его из мягкой зелёной шерсти и покажу им... Надо скорей бежать в школу!

     — Я всегда защищаю Йотика. Сижу на приставке и кричу: «Осторожно, не раздавите малыша!». Но многие ребята меня не слы­шат,— горько сетовал Ер.

     — Гав! Гав! И я тоже защищаю Йотика, и меня тоже не все слышат,— донеслось из высокой травы, и что-то пушистое ткнулось ткнулось мне в ногу.

же называют знаком, только мягким. Он защищает Йотика, когда тот выпадает в дру­гих частях слова. (Только на свои приставки я его не пускаю).

     — Но, в отличие от тебя, старый упрямец, я ни с кем не спорю и не ссорюсь,— тоненько пролаял Ерька. — Наоборот, если я рядом, значит кому-то становится мягко. Если бы не я, сколько лишних букв пришлось бы придумать, вдвое больше, а так поставил меня сзади буквы •— и звук сразу стал мягким. Вот попробуйте произнести слова: цел и цель. В первом слове л — твёрдый, как камень, а во втором мягкий, как наш Йотик. И это благодаря мне. А ещё...

     — А ещё, кроме тебя,— хрипло заворчал Ер,— мягкость звуков обозначают и мои внучки — йотированные гласные буквята. Ведь йотики в кармашках тоже всегда мягкие, поэтому перед ними, согласные звучат мягко. Вот послушайте,— призвал он меня в свидете­ли,— в слове нёс звук [н'] звучит мягко, а в слове нос — [н] — совсем твёрдо. Но буква-то остаётся одной и той же и никакого хвастливого Ерьки (ловко поддел он собачку) здесь нет.

      — Но я не только обозначаю мягкость,— уже без всякого хвастовства, просительно промолвил Ерька,— с моей помощью дети узнают о том, что существительное ночь третьего склонения, а мяч — второго.

      — Не только по тебе, но и по смыслу,— возразил Ер,— и ещё по роду существитель­ных. Но ты, конечно, помогаешь тоже, только поменьше хвастай. Ведь самое главное не в том, кто и какую роль играет в нашей жизни, важно, что все мы дружно живём и трудимся и бесконечно любим нашу прекрасную страну Словографию, её чернильные реки, бумажные горы, наши великие справедливые законы. Каждый житель Словографии равно пользу­ется уважением независимо от того, кто он.

Мы постепенно, ночь за ночью, расскажем нашей гостье о волшебной стране Русского Языка. Ведь она не случайно попала к нам. Татьяна Петровна — учительница русского языка.

    — Да-да,— взволнованно сказала я,— я всё расскажу и нарисую ребятам. Я теперь поняла: для того, чтобы делать как можно меньше ошибок, нужно обязательно произне­сти и послушать, как звучит каждое слово. Ребята всё поймут, они полюбят вас, мои новые друзья. Дети обязательно разберутся в ваших законах. Разве могла я представить, что своими ошибками мы больно раним живых человечков? Простите нас!

     Когда я открыла глаза, было уже утро. Пора в школу. Скорее, скорее. Нужно всё не­медленно рассказать ребятам.

Категория: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ | Добавил: admin (16.12.2011)
Просмотров: 1627 | Теги: сказкотерапия, учителю русского языка, сказки на уроках русского языка, методические находки, игровые формы работы на уроке, лингвистические сказки | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0