• Игра «Справочное бюро»
Игра способствует воспитанию навыков работы
со словарем. Чтобы орфографический словарь стал настольной
книгой учатся, необходима тренировка. Игра оживляет
работу, разнообразит её.
• Словарный диктант
Словарный диктант проводится в виде
соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в
орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать.
Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами (содержащими непроверяемые гласные и
согласные в корне слова, удвоенные
согласные): винегрет, бинокль, обаяние, внимание, трибуна, прийти, электрификация, поливитамины, кофта,
одноклассники, футбол, хоккей, рассчитать.
• Диктант - шутка
Такой диктант позволяет обыграть в
небольшом тексте какие-либо трудные для запоминания слова. Так, например, при
изучении орфограммы «Гласная после шипящих в корне» большую сложность вызывают
слова-исключения. Возможно, шуточный
диктант, в который включены эти слова, поможет
детям запомнить их.
* По шоссе
мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом,
Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим
делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном,
жонглёр жонглировал
крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником
договаривалась о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора
предлагал
чокаться крюшоном. Настроение у пего было мажорное,
будто он ехал на весёлое шоу.
Вдруг раздался шорох. Это
у обжоры лопнул шов на шортах. Все, конечно,
были шокированы происшедшим.
• Диктант-«молчанка»
Этот вид диктанта позволяет разнообразить деятельность учащихся на
этапе контроля знаний Он не может быть использован
при изучении каждой темы, но там, где
возможен, будет полезен учителю. Суть диктанта состоит в следующем: учитель показывает учащимся карточку с
изображенной на ней орфограммой,
например: пол-...., пол... Подождав одну-две минуты, пока учащиеся вспомнят
соответствующее правило, он поочерёдно показывает набор иллюстраций, а ребята
должны записывать слова, обозначающие изображенные па них предметы. В набор к
данной орфограмме входят фотографии,
журнальные вырезки, рисунки разрезанных пополам овощей и фруктов: капусты, лимона, дыни, яблока, сливы и
т. д. Ученики, соответственно, должны
написать: полкапусты, пол-лимона, полдыни, пол-яблока, полсливы и т. д.
• Лингвистический футбол
Ученик приглашается к доске - «встает на ворота», класс учащихся всегда
имеет в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить»
вратарю пять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил
вратарь, такую оценку и получил.
• Игра «Блеф-клуб», или
цифровой диктант
Этот прием позволяет ученикам сразу же включиться в активную познавательную деятельность, актуализировать ранее
приобретенные базовые знания,
которые необходимо быстро помнить для понимания новой темы, а учителю - тут же диагностировать степень усвоения
и, в случае необходимости, произвести
коррекцию слабо осознанного материала.
Данный вид работы развивает также скорость реакции, непроизвольное внимание,
формирует умение не только слушать, но и слышать задания учителя, быть независимым от мнения других.
Детям даётся установка:
- Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными
или ошибочными. Если вы согласны сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет
- 0. Затем проверьте ответы и разберитесь в ошибках.
Итак, дайте свой ответ на мои утверждения.
1) Слово «пунктуация» произошло от «пунктуальный». (Нет.)
2) В предложении
Скоро будет лето в грамматической основе
нет сказуемого. (Нет.)
3) В предложении Мы живем в городе, в котором много новых красивых
домов есть определения. (Да.)
4) Придаточное предложение может стоять только после главного. (Нет.)
5)Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным. (Да.)
6) И — это схема сложносочиненного предложения с союзом. (Нет.) Итого ответов: 001010.
• Найди пару
Соединить половинки сложных предложений. Выделить среди них главное и придаточное.
1) Николай и не заметил,
надо прилежно учиться. 1 4
2) Скучен день до вечера,
установилась теплая, солнечная погода. 2 5
3) Чтобы получить хорошую профессию,
тихо шелестящих под ветром. 3 1
4) Которая бывает в начале сентября,
что стало светать. 4 2
5) Воздух пропитан ароматом трав,
ли делать нечего. 2 5
• Умный редактор
Исправить предложения, заменив в одном из придаточных союзное слово который союзными словами где, откуда,
когда. Исправленные предложения записать, расставляя
знаки препинания.
Образец. Город, в котором я родился,
славится заводом, который выпускает
автомобили. - Город, где я родился...
1.Дом в котором поселились строители был окружен тайгой в которой было
много дичи. 2. Год в который я переселился в был богат
такими событиями которые (не) возможно забыть. 3. Поезд на котором ехал Глеб прибыл
на станцию в час который все еще спали. 4. Завод на который направили молодого инженера выпускает продукцию которая
очень нужна сельскому хозяйству. 5. Страна из которой приехали студенты
нуждается в специалистах которых
выпускает наш институт.
- Объяснить и исправить ошибки в построении
предложений. Предложения записать в исправленном виде.
1. Коля стоял во дворе, который был огорожен забором и
ждал брата. 2. Ольга подошла к тому повороту, на котором скамья, с которой она любила смотреть на море. 3. На подоконнике лежало несколько
игрушек, которые принадлежали малышу, который сейчас был в детском саду. 4.Около
балкона сидела собачка, которая надеялась получить косточки, которые приносили ей ребята. 5. Сосед по купе
помог Ане донести чемодан, в котором
был тяжелый мешочек с камешками, которые набрала на морском берегу. 6. В саду было много яблок, которые очень
любил мальчик, который каждое лето
приезжал к бабушке, которая работала в этом колхозе садоводом, 7.Пассажиры заполнили трамвай, который шел к
заводу, на котором через начиналась
смена. |