Пятница, 22.11.2024, 16:50


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС [19]
6 КЛАСС [10]
7 КЛАСС [53]
8 КЛАСС [42]
9 КЛАСС [17]

Главная » Статьи » ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ » 9 КЛАСС

Занятие по подготовке к ГИА

Цели:

повторить материал по теме "Фонетика”, современные орфоэпические нормы, фонетические процессы – оглушение, озвончение, смягчение, стяжение, выпадение, учить определять данные фонетические процессы в словах, выполнение и анализ заданий по фонетике;
развивать навыки фонетического анализа слова, внимательное отношение к слову;
воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование:

  • доска;
  • проектор;
  • презентация;
  • карточки;
  • раздаточный материал;
  • информационные таблички.

Ход занятия

I. Постановка цели занятия.

-Сегодня на занятии мы повторим материал, необходимый для выполнения задания А4.

II. – Что изучает фонетика? (Фонетика – это раздел науки о языке,  который изучает звуки речи.)

– На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные.)

– На какие группы делятся согласные? (Звонкие-глухие, мягкие-твердые.)

– Какие согласные всегда твердые? (Ж, ш, ц)

– Какие согласные всегда мягкие? (Й, щ, ч)

– Какие согласные всегда звонкие? (Л, м, н, р, й)

– Какие согласные всегда глухие? (Щ, х, ц, ч)

– На месте каких букв возникает звук Й? (Е, е, ю, я)

– В каких случаях возникает звук Й? (В начале слова, после разделительного Ъ и Ь, после гласных.)

– Чтобы верно выполнить задание типа А4, необходимо придерживаться некоторых рекомендаций.

Информационная табличка № 1.

1. Помнить, что звуки речи делятся на гласные и согласные.

2. Гласные бывают ударные (т. е. находятся в сильной позиции, соответственно, произносятся четко) и безударные (слабая позиции, при которой в результате редукции вместо э произносится и, вместо о – а и т. д.).например, щадить –щ[и] -дить, сквозняк – скв[а]зняк, смеяться – см[и]яться и т. д.

3. Согласные делятся на звонкие и глухие, твердые и мягкие.

Причем, как и гласные, они могут быть в сильной и слабой позициях (например, в конце слова, когда звонкий согласный находится перед глухим, – происходит оглушение; наоборот, глухой перед звонким,– озвончение ). Иногда в потоке речи на стыке нескольких согласных звуков один из них не произносится (непроизносимый согласный). В словах могут происходить процессы оглушения: мед – ме[т], резкий – ре[с]кий; озвончения: отбирать – о[д]-борный, сгиб – [з]ги[п]; смягчения: бантик – ба[н']тик; стяжения: пятьсот – пя[ц]от; выпадения: в слове солнце непроизносимый согласный л.

– Определите, какие фонетические процессы происходят в словах: кружка, шестьсот, мужчина, сбруя, сделать, вход, неизвестно, чувствовать, отбивная, подъезд.

– Надо помнить и следующее:

Звонкие согласные оглушаются:

  1. В конце слова
  2. Перед глухими согласными

Не оглушаются:

1. Перед сонорными согласными.

Тренировочное упражнение: Выберите слова, в которых оглушаются согласные: пруд, ветер, тест, хлеб, бревно, дневной, ложка, голубка

Глухие согласные:

Озвончаются перед звонкими согласными.

Не озвончаются перед сонорными.

Тренировочное упражнение:

– В каких словах согласные озвончаются: сборочный, область, лавка, герб, прямой, смелый, сделал, просьба.

III. Закрепление изученного материала.

– Выполните задания (карточки).

1. В каком ряду во всех словах есть звук П’?
1) голубь, пилот, песня
2) Компьютер, пьеса, купе
3) Птицы, пение, выступить
4) Степной, первый, списать

2. В каком ряду во всех словах есть звук П?
1) пачка, пейзаж, пробка
2) Запереть, призрак, программа
3) Просмотр, снегопад, дополнить
4) Перенос, вспомнить, поэт

3. В каком слове все согласные звонкие?
1) царевна, 2) лавка, 3) везде, 4) герб

4. В каком слове произносится твердый звонкий шипящий согласный?
1) жизнь, 2) шуршать, 3) ложка, 4) что-то

5. В каком слове произносится твердый глухой шипящий согласный?
1) ярче, 2) моложе, 3) шерстяной, 4) щи

6. В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) бежишь, 2) кирпич, 3) нянчу, 4) тишь

7. В каком слове букв больше, чем звуков?
1) мыться, 2) ястреб, 3) аллея, 4) съезд

8. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) клинья, 2) приют, 3) желтый, 4) деньги

9. В каком слове 4 согласных звука?
1) льет, 2) деньги, 3) яичный, 4) ее

10. В каком слове произносится звук Й?
1) меня, 2) шофер, 3) елочка, 4) поэт

11. В каком слове произносится звук О?
1) поставь, 2) очередная, 3) почет, 4) шоколад

– Чтобы правильно решить КИМ А4 ГИА, необходимо "услышать”, как это слово произносится в соответствии с литературными нормами. Слово можно "пропеть”, произнести протяжно, чтобы четко определить все звуки, все особенности произношения.

– Нужно помнить и современные орфоэпические нормы.

Информационная табличка № 2.

Правило 1: буква г на конце слова бог произносится как х

Правило 2: -ого, -его в прилагательных мужского и среднего родов произносятся как -ово, -ево.

Правило 3: зж и сж произносятся как ж на стыке морфем или служебного слова со знаменательным.

Правило 4:зч и сч произносятся как щ(на стыке морфем).

Правило 5: дч и тч призносятся как ч (на стыке морфем).

Правило 6: -ться и -тся произносятся как ца (в глаголах).

Правило 7: жд произносится как шт и ш (в слове дождь и производных). Произнесение таких слов в случае затруднений стоит уточнить в орфоэпическом словаре.

Правило 8: дс и тс произносятся как ц (перед к в прилагательных).

Правило 9: чн произносится как чн – в большинстве слов, но произносится как шн в словах скушно, конечно, нарошно, прачешная, скворешник, Ильинишна и др.

Правило 10: чт произносится как шт (штобы, што и т. д.), но нечто.

Правило 11: ГК произносится как х к – в словах легкий, мягкий (лехкий, мяхкий).

Правило 12: гч произносится как хч – в словах легче, мягче.

Правило 13: стн, нтск, стл, ндск, здн, рдц, лнц, вств, лвств – содержат непроизносимую согласную.

Правило 14: двойные согласные в заимствованных словах обычно произносятся как долгий согласный, но ряд слов допускает произнесение двойного согласного как одного звука(ванна – н, грипп – п)

– Необходимо помнить о роли мягкого и твердого знаков.

Мягкий знак ("ь") в русском правописании:

  1. служит для обозначения мягкости согласных на письме наряду со специальными гласными: конь;
  2. играет разделительную роль – обозначает наличие звука [j] (например, в слове (вьюн);
  3. выполняет смыслоразличительную функцию в словах с конечными шипящими (туш – музыка, тушь – краска), в окончаниях глаголов (молиться – что делать?, молится – что делает?).

– Твердый знак ("ъ") в русском правописании играет разделительную роль – обозначает наличие звука [j] в слове (подъем).

И твердый, и мягкий знаки звуков не обозначают.

– Обратим внимание на двойную роль букв е, е, ю, я

1. Буквы е, е, ю, я обозначают два звука (Е – [Й’Э], Е – [Й’О], Ю– [Й’У], Я – [Й’А]), в следующих случаях:

  • в начале слова;
  • после гласной;
  • после твердого и мягкого знаков.

2. Находясь после согласного звука, буквы е ,е, ю, я обозначают один звук и указывают на мягкость предыдущего согласного.

– Проанализируем одно из заданий:

А4. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове СПОСОБ все согласные глухие
  2. В слове БОЮСЬ количество букв и звуков НЕ совпадает.
  3. В слове ЩАВЕЛЬ мягкость согласного [Л’] на письме обозначена буквой Ь.
  4. В слове ЖЕСТКИЙ согласный звук [Т] является непроизносимым.

Для верного выполнения задания запишем, как произносятся выделенные слова, то есть сделаем транскрипцию слов.

1. СПОСОБ – [СПОСАП] – в абсолютном конце слова происходит оглушение. [С], [П] – глухие согласные. Первый вариант нам не подходит.

2. БОЮСЬ – [БАЙ,УС,] – 5 букв, 5 звуков. Количество букв и звуков совпадает, следовательно, ОТВЕТ – 2.

А4-. Укажите ошибочное суждение.

  1. Мягкий знак (ь) в слове СОЛОВЬИ играет разделительную роль – обозначает наличие звука [j,] .
  2. В слове НЕНАСТНЫЙ согласный звук [Т] является непроизносимым.
  3. В слове РАДУЮСЬ количество букв и звуков совпадает.
  4. В слове ПОБЕДИВ последний звук – [В].

Можно рассуждать по-другому:

  1. В слове СОЛОВЬИ мягкий знак стоит в позиции перед Е, значит он играет разделительную роль – обозначает наличие звука [j,] .
  2. В Слове НЕНАСТНЫЙ звук [Т] не произносится.
  3. РАДУЮСЬ -7 букв, [РАДУЙ,УС,] – 7 ЗВУКОВ
  4. ПОБЕДИВ – в абсолютном конце слова происходит оглушение, звучит звук [Ф]. ОТВЕТ 4.

– Предлагаю задания для самостоятельной работы.

IV. Самостоятельная работа.

– Сейчас выполним задания А4.

1-й вариант.

А4-1.Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове БЕЗЖИЗНЕННОМ на месте букв ЗЖ произносится звук [Ж].
  2. В слове СТЕБЕЛЬ мягкость согласного [Л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
  3. В слове ФАНТАЗИРУЮ букв больше, чем звуков.
  4. В слове ЧУВСТВУЕШЬ согласный звук [В] является непроизносимым.

А4-2. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ЧУВСТВУЕШЬ мягкость согласного [Ш] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
  2. В слове ЖИЗНЬ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
  3. В слове ВСЕЛЕННАЯ первый звук [ф].
  4. В слове ЗАЯЦ букв больше, чем звуков.

А4-3. Укажите ошибочное суждение.

  1. Мягкий знак (ь) в слове ЗУБЬЯ играет разделительную роль – обозначает наличие звука [Й’].
  2. В слове СОЛНЦЕ согласный звук [Л] является непроизносимым.
  3. В слове ОБЪЯТЫЕ количество букв и звуков совпадает.
  4. В слове ВОСХОД последний звук – [Т].

А4-4. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове СДАЧА первый звук [С].
  2. В слове БЕРЕЗА после Р произносится звук[О].
  3. В слове СИЯНИЕ звуков больше, чем букв.
  4. В слове ПОРОГ последний звук – [К].

А4-5. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ЛЕГКИЙ на меcте Г произносится звук [Х].
  2. В слове ПОЗЖЕ количество букв и звуков совпадает.
  3. В слове ЧЕСТНЫЙ согласный звук [Т] является непроизносимым.
  4. В слове ТЯНУТЬ мягкость согласного [Т’] на письме обозначена буквой Ь

А4-6. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове СПОСОБ все согласные глухие
  2. В слове БОЮСЬ количество букв и звуков НЕ совпадает.
  3. В слове ЩАВЕЛЬ мягкость согласного [Л’] на письме обозначена буквой Ь.
  4. В слове ЖЕСТКИЙ согласный звук [Т] является непроизносимым.

А4-7. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ЧУДНОЙ все согласные звуки твердые.
  2. В слов ЦИРКУЛЬ после Ц произносится звук [ы].
  3. В слове ШТАБ последний звук – [П].
  4. В слове БОЮСЬ мягкость согласного [С’] на письме обозначена буквой Ь

А4-8. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ЖАЛЮЗИ все согласные звуки звонкие.
  2. В слове ГАЛЕРЕЯ звуков больше, чем букв.
  3. В слове ЯХТА первый звук – [й’].
  4. В слове ПРИЗЫВ последний звук – [В].

А4-9. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ГРУСТНЫЙ согласный звук [Т] является непроизносимым.
  2. В слове ТЕРЯТЬ все согласные звуки мягкие.
  3. В слове ОВРАГ все согласные звуки звонкие.
  4. В слове УЖИН после Ж произносится [Ы].

А4-10. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ЕЛКА звуков больше, чем букв?
  2. В слове ПОЮТ есть звук [У].
  3. В слове ВОСЕМЬСОТ букв больше, чем звуков.
  4. В слове КОСЬБА произносится звук [С’].

2-й вариант.

А4-1. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ДЕТСТВО согласные ТС произносятся как звук [Ц].
  2. В слове МЕБЕЛЬ мягкость согласного [Л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
  3. В слове СЕРДЦЕ согласный звук [Д] является непроизносимым.
  4. В слове ДВИНУТЬСЯ количество букв и звуков совпадает.

А4-2. Укажите ошибочное суждение.

  1. Буква Ю в слове помню обозначает звук [У].
  2. В слове СХОЖ последний звук – [Ж].
  3. В слове ПОЗДНИЕ букв БОЛЬШЕ, чем звуков .
  4. В слове РАДУЮСЬ мягкость согласного [С’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

А4-3. Укажите ошибочное суждение.

  1. Мягкий знак (ь) в слове СОЛОВЬИ играет разделительную роль – обозначает наличие звука [Й’] .
  2. В слове НЕНАСТНЫЙ согласный звук [Т] является непроизносимым.
  3. В слове РАДУЮСЬ количество букв и звуков совпадает.
  4. В слове ПОБЕДИВ последний звук – [В].

А4-4. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове СДЕЛАТЬ первый звук [С].
  2. В слове РЕБЕНОК после Б произносится звук[О].
  3. В слове ДУМАЮ звуков больше, чем букв.
  4. В слове ПОРОГ последний звук – [К].

А4-5. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ЛЮБЛЮ на меcте Ю произносится звук [У].
  2. В слове ПАРОХОД последний звук – [Т].
  3. В слове НЕЛЬЗЯ количество букв и звуков совпадает.
  4. В слове ПАСТБИЩЕ согласный звук [Т] является непроизносимым.

А4-6. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове БЛИЗКАЯ все согласные звонкие.
  2. В слове ЗАСКУЧАЕШЬ количество букв и звуков совпадает.
  3. В слове БОЛЬ мягкость согласного [Л’] на письме обозначена буквой Ь.
  4. В слове ГРУСТНО согласный звук [Т] является непроизносимым.

А4-7. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове СДЕЛАЛА все согласные звуки ЗВОНКИЕ.
  2. В слов ШИРОКИЙ после Ш произносится звук [ы].
  3. В слове КРОВЬ последний звук – [В’].
  4. В слове ШЕРСТЬ мягкость согласного [Т’] на письме обозначена буквой Ь

А4-8. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ЗЕЛЕНЬЖАЛЮЗИ все согласные звуки мягкие.
  2. В слове ЗАЯЧЬЕЙ количество букв и звуков совпадает.
  3. В слове ЮНГА первый звук – [Й’].
  4. В слове ХЛЕБ последний звук – [П].

А4-9. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове СЖАВШИСЬ первый звук [З].
  2. В слове РАДОСТНЫЙ согласный звук [Т] является непроизносимым.
  3. В слове ЛАЮЩИЕ звуковбольше, чем букв
  4. В слове ПРУЖИНА после Ж произносится [Ы].

А4-10. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове КРЕСТНИКИ букв больше, чем звуков?
  2. В слове РОЯЛЬ есть звук [Й’]
  3. В слове НОЧЬ мягкость согласного [Ч’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
  4. В слове ЧЕРТЕЖ последний звук – [Ш].

Ответы.

1-й ВАРИАНТ

А4-1 А4-2 А4-3 А4-4 А4-5 А4-6 А4-7 А4-8 А4-9 А4-10
3 1 3 1 2 2 1 4 3 4

2-й ВАРИАНТ

А4-1 А4-2 А4-3 А4-4 А4-5 А4-6 А4-7 А4-8 А4-9 А4-10
4 2 4 1 3 1 3 2 1 3

– Кто правильно выполнил 10 заданий, поставьте "5”, 9-8 заданий-"4”, 7 заданий– "3”.

– Какие трудности возникли при выполнении заданий?

V. Домашнее задание.

– Повторить изученный материал. По выбору: из предложенных заданий составить тест в формате А4 или выполнить задания (приложение).

Категория: 9 КЛАСС | Добавил: admin (17.09.2013)
Просмотров: 3105 | Теги: Подготовка к ГИА по русскому языку, уроки русского языка в школе, ГИА 9 класс, тесты 9 класс, тестовая работа по русскому языку | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0