Пятница, 06.12.2024, 23:29


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС [19]
6 КЛАСС [10]
7 КЛАСС [53]
8 КЛАСС [42]
9 КЛАСС [17]

Главная » Статьи » ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ » 9 КЛАСС

Дидактический материал для подготовки учеников 9 класса к ГИА

Всё-таки я встретил тех, кто не только сорит, но и убирает.

Нет, не на родине встретил, не в Сибири. В Подмосковье встретил.

Ехал из аэропорта Домодедово и возле берёзовой рощи увидел седого, легко одетого мужчину с полиэтиленовым мешком, в резиновых перчатках, и женщину, одетую в спортивные штаны, рубашку мужского покроя, тоже в перчатках и тоже с мешком.

Они неторопливо двигались по опушке рощи, о чём-то беседуя, время от времени наклонялись и складывали в мешок бумагу, коробки от сигарет и папирос, фольгу, обрывки полиэтилена, окурки, раскисшие куски хлеба, старые обутки, лоскутьё - всё, чем сорит вокруг себя человек.

- Видал чокнутых? - почему то со злобой воскликнул шофёр - таксист, вёзший меня в Москву. Я поглядел на него вопросительно. Академик с бабой своей. Дача у них тут недалеко Как идут на прогулку, прихватывают с собой мешки и лопату. Какой мусор приберут, так сожгут возле речки, чё где выправят- чё где закопают. Цветки рвать не дают, прямо за грудки берут, и-иы-ди-о-оты! Да разве за нами, за поганцами, всё приберёшь? И-и-ы-ы -ди-и-о-о-ты-ы !..

Он резко крутанул руль. Двое пожилых людей исчезли за поворотом.

…Всякий раз, как еду в аэропорт Домодедово и вижу дымок костерка над речкой Пахрой, с тихой радостью думаю: это они, терпеливые люди, делают посильную добровольную работу, так необходимую уставшей земле, жгут мусор возле речки.

1. Какую (ие) проблему(ы) затрагивает автор в тексте?

2. Найдите в тексте предложение, в котором отражена авторская позиция.

3. Почему текст так назван?

4. Почему таксист "со злобой” произносил свои слова. Чем позиция автора отличается от позиции таксиста?

5. В чём особенность построения второго и третьего предложений?

6. Найдите неполные предложения. Какова их роль в тексте. Чем неполные предложения отличаются от односоставных.

7. Объясните пунктуацию в предложениях с однородными членами.

8. Найдите предложение с различными видами связи. Нарисуйте схему предложения, объясните знаки препинания.

9. Из первого предложения выпишите все служебные части речи.

10. Выпишите слова с чередующейся гласной в корне, обозначьте орфограмму.

11. Найдите предложение с обособленным приложением.

12. Укажите способ образования слов: неторопливо, терпеливые.

13. Какие варианты написания выделенного слова могут быть? Приведите пример.

14. Укажите тип подчинительной связи словосочетания "встретил тех”.

Тоска

1) Растаял мокрый снег.

2) Осталось на стекле приклеившееся птичье перышко.

3) Смятое.

4) Тусклое и до боли сиротливое.

5) Может, птаха малая стучала ночью клювом по стеклу, просилась в тепло, а я, тугой на ухо человек, не услышал ее, не пустил.

6) И перышко это, как укор, белеет на стекле.

7) Потом обсушило солнцем стекло.

8) Унесло куда-то перышко.

9) А тоска осталась.

10) Должно быть, не перезимовала птичка, не дотянула до тепла и весны, вот сердцу-то и неловко, печально.

11) Залетело, видать, в меня перышко.

12) Прилипло к моему сердцу.

1. Укажите стиль и тип речи текста.

2. Какова авторская позиция?

3. Укажите грамматические основы предложений.

4. Найдите односоставные предложения, укажите их вид.

5. Найдите вводные слова, какова роль вводных слов.

6. В 10 предложении укажите все части речи.

7. Найдите причастие(я).

8. Найдите обособленное приложение.

9. Выпишите слова с проверяемой гласной в корне, объясните правописание.

10. Сделайте разбор словосочетаний: птичье перышко, стучала ночью, это перышко, залетело в меня.

11. Укажите способ образования слов: неловко, печально, перезимовала.

12. Найдите следующие художественные средства: парцелляция, метафора, эпитет, инверсия, ряды однородных членов, олицетворение.

Синий свет

Синий свет небес. Синий дым над горами. Перетомлённая в летнем зное, дышит миротворно земля спелостью трав и лесов, дышит, будто сдобный каравай, вынутый из русской печи.

Но прохладнее ночи. Обильнее росы. Крупнее ночные звёзды.

Лето ушло за середину.

1. Устно нарисуйте картину, изображённую автором.

2. Какие художественные средства изобразительности использовал автор? Как они помогают понять авторское отношение к миру?

3. Найдите синоним(ы) к слову "миротворно”.

4. Найдите односоставные предложения, какова их роль.

5. Назовите глагол(ы), использованный(ые) в тексте. Какова его роль.

6. Укажите грамматические основы в четырёх последних предложениях. Укажите способ выражения главных членов предложения.

7. Объясните пунктуацию в третьем предложении.

8. Найдите страдательное(ые) причастие(я) прошедшего времени. От какого глагола оно (и)образовано(ы).

9. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста.

10. Укажите способ образования слова "спелостью”.

Паутина

Грибное предосенье. Липнет паутина к лицу. Заденешь, разденешь паутину - и в сырую траву горохом осыпаются пауки. Путаясь в смятой паутине, они часто и беспомощно перебирают закорючинками лапок.

А ведь в только что растянутой паутине, в сложных и мудрых хитросплетениях её они жили, кого-то сторожили и чувствовали себя по-хозяйски дома.

Нарушился порядок. Не стало гармонии. Рухнул паучий мир, выпало звено из природой отлаженной жизни, лопнула ещё одна её тонкая струна.

Я смотрю на железнодорожный мост, мерцающий сплетениями паутины над широкой рекой, и вижу, как быстро-быстро по его нитям перебирается многопалый и многорукий паук.

1. Как название соотносится с темой, идеей текста?

2. Какова роль в тесте глаголов в форме второго лица?

3. Объясните постановку тире в третьем предложении.

4. Какими примерами из текста можно проиллюстрировать правописание наречий?

5. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

6. Найдите предложение с обособленным обстоятельством.

7. Укажите способ образования слова "предосенье, беспомощно”.

8. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании "её струна”.

9. В последнем предложении замените причастный оборот придаточным предложением.

Кладбище

1) Как минует пароход роскошную территорию с домами, теремками, загородью для купающихся, с живучими вывесками на берегу:” Запретная зона пионерлагеря”, - впереди виден сделается мыс при слиянии рек Чусовой и Сылвы.

2) Подмыт он водою, поднимающейся вёснами и падающей в зиму.

3) Напротив мыса, по ту сторону Сылвы, сухие тополя в воде стоят.

4) Молодые и старые тополя, все они черны и с обломавшимися ветками.

5) Но на одном скворечник вниз крышею висит.

6) Иные тополя наклонились, иные ещё прямо держатся и со страхом смотрят в воду, которая всё вымывает и вымывает их корни, и берег всё ползёт, ползёт, и скоро уж двадцать лет минет, как разлилось своедельное море, а берега настоящего всё нет, всё рушится земля.

7) В прощёный день приходят с окрестных деревень и с кирпичного завода люди, бросают в воду крупу, крошат яичко, хлебушко щипают.

8) Под тополями, под водой кладбище.

9) Когда заполнялось Камское водохранилище, большой штурм был.

10) Множество людей и машин сгребали лес, дома, осиротевшие постройки и сжигали их.

11) Костры были на сотни вёрст.

12) Тогда же и упокойных перемещали на горы.

13) Это кладбище рядом с посёлком Ляды.

14) Невдалеке отсюда, в селе Троица, жил и работал, когда-то вольный, удалой поэт Василий Каменский.

15) На лядовском кладбище тоже велась работа перед заполнением своедельного моря.

16) Быстрая работа.

17) Перетащили строители в гору с десяток свежих домовин, заверились справкой из сельсовета о выполненном обязательстве, магарыч по случаю благополучно завершённого дела распили и уехали.

18) Тополя кладбищенские под воду пошли, и могилы - под воду.

19) Костей потом много на дне белело.

20) И рыба тут косяком стояла.

21) Лещи большие.

22) Рыбу местные жители не ловили и наезжим людям ловить не давали.

23) Греха боялись.

24) А потом упали засохшие тополя в воду.

25) Первым тот упал, что со скворешником стоял, самый он старый, самый костлявый и самый горестный был.

26) Новое кладбище на горе образовалось.

27) Его давно уже травою затянуло.

28) А деревца ни одного там нет, даже кусточка ни единого.

29) И ограды нету.

30) Поло кругом.

31) Ветер с водохранилища идёт.

32) Травы шевелит и свистит ночами в крестах, в деревянных и железных пирамидках.

33) Пасутся здесь ленивые коровы и тощие козы в репьях.

34) Жуют они травку и венки пихтовые с могил жуют.

35) Среди могил, на хилой траве, не ведая ни трепета, ни страха, валяется молодой пастух и сладко спит, обдуваемый ветерком с большой воды.

36) И рыбу начали ловить там, где упали тополя.

37) Пока наезжие, незнающие люди ловят, но и местные жители скоро начнут.

38) Уж очень здорово вечерами в парную погоду берёт лещ на этом месте…

1. Над какими проблемами размышляет автор? О чём автор предлагает читателю задуматься ?

2. Какими чувствами автора проникнута миниатюра? Какие художественные средства изобразительности использует автор?

3. Какова роль первого абзаца для понимания идеи текста ?

4. Какую функцию выполняет многоточие в предложении 38?

5. Объясните значение слов: своедельное море, домовина, поло кругом,вёрсты.

6. Среди предложений 26-38 найдите односоставные, укажите их вид.

7. Среди предложений 13-38 найдите СПП с придаточным определительным.

8. В предложениях 1-8 найдите обособленное приложение.

9. В предложениях 15-35 найдите прилагательные в превосходной степени.

10. Укажите способ образования слов: невдалеке, засохшие, пароход.

11. Из предложения 38 выпишите словосочетание(я) со связью согласование.

Категория: 9 КЛАСС | Добавил: admin (16.09.2013)
Просмотров: 2923 | Теги: Подготовка к ГИА по русскому языку, уроки русского языка в школе, тесты 9 класс, ГИА 9 класс, тестовая работа по русскому языку | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0