В работе был проведен анализ общих
традиций житийного жанра, объединивших житие преподобного Акакия и
повесть Гоголя "Шинель". Причем, кроме бросающегося в глаза внешнего
сходства судеб св. Акакия и героя Гоголя, были прослежены основные общие
моменты сюжетного развития: послушание, стоическое терпение,
способность выносить разного рода унижения, далее смерть от
несправедливости и — жизнь после смерти.
Но сходство, почти поразительное, тем не
менее не ограничивается лишь сходством судеб Акакия Акакиевича и св.
Акакия. Много общего и у образов их гонителей, виновников их смерти, —
старца "дерзкого нрава" и значительного лица. И тот и другой
сталкиваются с необъяснимым с земной точки зрения событием — встречаются
с теми (Акакий Акакиевич, св. Акакий), виновниками чьей смерти стали, и
под воздействием пережитого потрясения, "пораженные страхом",
возвращаются к добродетельной жизни.
Такие совпадения не случайны, и не
являются лишь свидетельством внешнего сюжетного заимствования.
Н.В.Гоголь обращается в "Шинели" к самому процессу порабощения Акакия
Акакиевича страстью, проходит с героем по пути, влекущим того к падению.
В этом смысле судьба Акакия Акакиевича является примером неосмысленного
монашества, напрасного расходования подвижнических дарований. Многие
места из "Шинели" прямо перекликаются с житием св. Акакия, приведенным
преподобным Иоанном Синайским в "Лествице".
Интерес к святоотеческой литературе
сопровождал Гоголя всю жизнь. После смерти писателя, разбирая уцелевшие
от сожжения бумаги, его друзья обнаружили среди них значительное
количество выписок религиозного содержания. Граф А.П.Толстой, в доме у
которого жил последние годы Гоголь, писал своей сестре С.П.Апраксиной о
множестве тетрадей копий и выдержек из переводов св. отцов. Известны
многочисленные выписки из Кормчей книги, выбранные места из творений св.
отцов и учителей Церкви, а также Церковные песни и каноны.
Сохранились приведенные в работе
свидетельства о существовании выписок Гоголя из "Лествицы" под
заголовком "Из книги: "Лествица", возводящая на небо", что доказывает
хорошее знакомство Гоголя с "Лествицей" и с приведенным в ней житием св.
Акакия частности.
Очень часто в современном
литературоведении о Православии пишут и рассуждают как об одной из
культурологических категорий, таких, например, как Мифологизация,
ренессанс, барокко и др. В то время как для большинства русских
писателей XIX века (да равно как и русского человека вообще) Православие
является намного большим, чем просто одним из составляющих
всестороннего образования. Православие — это взгляд на мир, система
ценностей, одно из тех свойств, присущих русской душе, которое
проявляется даже в тех сферах человеческой жизни и творчества, которые
напрямую не ориентированы на религиозное восприятие. Так и творчество
Гоголя невозможно в целом понять и оценить вне духовных категорий.
Как житийная литература, наряду с
сохранением памяти о святых подвижниках, предполагала определенное
нравственное воздействие на читателей, так и Гоголь надеется на
аналогичное просветительское влияние своих книг, должное пробудить
человеческое в человеке. Очевидно, именно поэтому им и была предпринята
ориентация на житийный жанр и использованы некоторые элементы
агиографического стиля.
"Шинель" оказала огромное воздействие на
русскую литературу. Современники и следующие поколения писателей и
читателей — русских, а позднее и зарубежных (из произведений Гоголя
"Шинель" получила, вероятно, наибольшую международную известность и по
сей день оказывает сильное влияние на зарубежное искусство), поняли
значение этой повести очень широко. Ее воздействие определило самый
гуманизм русской литературы. Сделалась знаменитой фраза: "Все мы вышли
из гоголевской "Шинели". Говорил ли действительно эти слова Достоевский,
которому их приписала традиция, мы достоверно не знаем. Но кто бы их не
сказал, не случайно эти слова стали "крылатыми": очень многое и важное в
русской литературе вышло из гоголевской "Шинели", из повестей Гоголя.
К.Мочульский в книге "Духовный путь
Гоголя" (1934) писал: "В нравственной области Гоголь был гениально
одарен; ему было суждено круто повернуть всю русскую литературу от
эстетики к религии, сдвинуть ее с пути Пушкина на путь Достоевского. Все
черты, характеризующие "великую русскую литературу", ставшую мировой,
были намечены Гоголем: ее религиозно-нравственный строй, ее
гражданственность и общественность, ее боевой и практический характер,
ее пророческий пафос и мессианство".
Данная работа не претендует на
исчерпывающе полное решение проблемы даже в рамках заявленной темы.
Новые факты и более глубокий анализ несомненно вскроют глубинные связи
Гоголя и в частности повести "Шинель" с агиографической традицией. |