Первое, что производит впечатление на всякого
читателя «Котлована», — это заглавный образ. Он настораживает и вызывает
тревожные предчувствия. Современный читатель может не знать, что
котлован был распространенным в первую пятилетку строительным объектом, а
знаменитая повесть Платонова названа по аналогии с популярным в конце
1920-х — начале 1930-х годов индустриальным романом: «Доменная печь»
(1925) Н. Ляшко, «Домна» (1925) П. Ярового, «Стройка» (1925) А. Пучкова,
«Цемент» (1925) Ф. Гладкова, «Лесозавод» (1927) А. Караваевой, «Бруски»
(1928–1932) Ф. Панферова и др. Многие из этих названий не лишены
метафорической переносности или даже, как писали в учебниках советской
литературы, символического подтекста. Например, гладковский цемент — это
не только продукция завода, но и «рабочий класс, скрепляющий трудовые
народные массы и становящийся фундаментом новой жизни». Платонов не отступает от литературного шаблона:
котлован в качестве производственного объекта, на котором происходит
действие, выносится в заглавие. И точно так же, как у современных
Платонову советских писателей, этот образ несет дополнительную смысловую
нагрузку. Его символический подтекст опирается на ассоциации,
подкрепляемые сюжетом, — яма и могила. Такое восприятие заглавного
образа признают практически все. Вот, например, как пишет об этом
А. Павловский: «Образ Котлована как углубляющейся Могилы является одним
из символов этой горькой, пророческой и, к несчастью, оправдавшейся
мысли художника». Так обычный строительный объект первой пятилетки
становится символом исторического тупика, а повесть А. Платонова
вписывается в современную ему литературу.
Кроме названия удивляет и композиция «Котлована»:
повесть как бы распадается на две приблизительно равные по объему части,
одна из которых посвящена городу, а другая — деревне. Такую кажущуюся
самостоятельность частей некоторые современные критики даже посчитали
признаком незавершенности повести и отсутствия у автора единого замысла.
Но дело в том, что именно так («Город и деревня») назывался один из
разделов речи Сталина на конференции аграрников-марксистов 27 декабря
1929 г., которая стала толчком к событиям, изображенным в «Котловане».
Эта речь Сталина под названием «К вопросам аграрной политики в СССР»
была посвящена в основном проблеме «уничтожения противоположности между
городом и деревней» и их «смычке» в условиях набирающей темп
индустриализации. «Наша крупная централизованная социалистическая
промышленность развивается по марксистской теории расширенного
воспроизводства», — говорит Сталин и предлагает через коллективизацию
(т. е. ликвидацию мелких единоличных хозяйств и их укрупнение) сделать
сельское хозяйство способным к такому же «расширенному воспроизводству».
Сталин это называет: повернуть крестьян «лицом к городу» и уничтожить
«противоположность между городом и деревней». Вокруг этих полюсов социальной жизни 1929–1930 гг. —
«город и деревня» — вращается и публицистика. Сюжет платоновской повести
является в какой-то степени ответом Платонова на тезисы сталинской
речи: принцип, по которому увеличивается количество трупов в
«Котловане», тоже можно назвать «расширенным воспроизводством»; на
котлован в финале повести Вощев приводит и «колхоз», осуществляя своего
рода «смычку» города и деревни — противоположность между городом и
деревней ликвидирована, теперь у всех одна судьба.
Название и композиция «Котлована» обнаруживают
ориентацию Платонова на идеологическую ситуацию в стране и диалог с
современностью. Еще больше об этом свидетельствуют необычный сюжет и
странные образы повести, «строительным материалом» которых
М. Золотоносов уверенно называет исчерпывающее знание Платонова
«социально-политической и идеологической повседневности». Это
действительно так: все (все!) действия героев «Котлована», все коллизии
повести мотивированы в первую очередь реальной жизнью советского
общества, которую Платонов знал в совершенстве и «слышал» до полутонов.
В город, где планируется строительство
«общепролетарского дома», приходит главный герой повести Вощев. И
«сердечная озабоченность» героя (он ищет смысл жизни и истину),
которая-то и привела его в город; и странная деятельность Вощева
(собирает в мешок «вещественные останки» и всякую мелочь) в гораздо
большей степени, чем принято считать, связаны с внутрипартийной борьбой,
политическими кампаниями и бытом 1929–1930 гг. В городе Вощев встречает
строителей будущего дома. Строители дома, как верно подметил
А. Харитонов, — это не случайный набор лиц, а собирательный «образ
исторического развития России в 1929–1930 годах»,
«социально-психологическая панорама советского общества „года великого
перелома". <…> Все классы, все сословия, все типы представлены
здесь. Все — в котловане». Поэтому образ котлована — это не только разоблачение
социалистических идеалов и планов первой пятилетки, но и модель
советского общества. Среди строителей дома появляется и девочка Настя —
один из основных символов платоновской повести. Знание фактического
положения дел в стране помогает понять функции и этого образа. Итак,
посмотрим на городскую часть сюжета и на тот реальный контекст, в
котором она создавалась, сначала — в самом общем плане.
1929–1930 гг. в общественно-политической жизни
страны характеризуются следующими событиями (назовем только те из них,
которые имеют отношение к «Котловану»), В ноябре 1929 г. закончился
первый год первой пятилетки, названный Сталиным в одноименной статье
«годом великого перелома». В основе пятилетнего плана народного
хозяйства СССР, принятого XVI партконференцией (апрель 1929 г.), —
сталинские (как известно, заимствованные у Троцкого, да еще «с
превышением») проекты сверхиндустриализации страны, «ускоренный темп развития средств производства» и «решительный перелом в области производительности труда». Курс на индустриализацию страны сам Сталин в борьбе с
Бухариным назвал «генеральной линией партии», пополнив ее и курсом на
коллективизацию сельского хозяйства. Таким образом, «генеральной линией
партии» назывался «решительный курс на индустриализацию страны и
социалистическое переустройство деревни». В противоположность
«генеральной линии партии» существовала еще «линия группы т. Бухарина»,
которую Сталин называет «линией правого уклона».
В идеологическом плане жизнь страны в это время
подчинена борьбе Сталина с Бухариным, теоретические проблемы которой
получили освещение в работах Сталина «О правой опасности в ВКП(б)»
(1928) и «О правом уклоне в ВКП(б)» (1929). Разногласия между двумя
политическими лидерами касались приоритетов в развитии промышленности
(первоочередную задачу промышленности Бухарин видел в ликвидации
товарного голода; Сталин настаивал на необходимости максимальных
капиталовложений в тяжелую промышленность), плана реконструкции
сельского хозяйства (Бухарин предлагал поддерживать индивидуальное
крестьянское хозяйство; Сталин — создавать колхозы). Но главным пунктом
их разногласий стал вопрос о темпах индустриализации: Бухарин считал
взятые темпы не только чрезмерными, но и губительными, так как они не
могут быть обеспечены имеющимися сырьевыми и денежными резервами и
строительными материалами; Сталин же требовал все большего и большего
увеличения темпов развития индустрии. Другое разногласие между Сталиным и
группой Бухарина касалось вопроса о классовой борьбе: Бухарин говорил о
«затухании классовой борьбы при диктатуре пролетариата», а Сталин, как
известно, — об «обострении классовой борьбы» и «усилении сопротивления
капиталистических элементов города и деревни» в «ходе успешного
наступления социализма». В связи с проблемой сопротивления «элементов
капитализма» особую значимость приобретает и вопрос о «врагах
пролетариата» — «советской» буржуазии: кулаках, нэпманах и старой
буржуазной интеллигенции, которых Сталин называет «умирающими классами»,
не желающими «добровольно уходить со сцены». Статья «О правом уклоне в
ВКП(б)» была написана после «шахтинского дела» (1928 г., обвинение 53
специалистов угольной промышленности в сознательном причинении вреда
молодой советской экономике, а после непризнания ими своей вины —
расстрел всех участников этого первого большого политического процесса),
поэтому Сталин говорит и о такой работе «классовых врагов», как
«вредительство». Проблема «вредительства» с этого времени прочно входит в
идеологию, а борьба с ним — в практику сталинской внутренней политики.
Одним из ее внутренних рычагов вновь становится лозунг «чистки партии» и
«очищения» партии и советского госаппарата от враждебно настроенных и
чуждых элементов. Борьба с внутренними врагами постепенно набирает силу.
В ноябре 1929 г. «правая опасность» объявляется
главной — ЦК выводит Бухарина из Политбюро (до того, в апреле 1929 г.,
сняв его с поста главного редактора «Правды»). Другой представитель
«правого уклона», руководитель профсоюзов М. П. Томский, в апреле
1929 г. тоже снят с поста председателя ВЦСПС. К этому времени уже
покончено и с основным представителем «левой» опасности — в начале
1929 г. Л. Троцкий выслан из страны.
Ноябрьский пленум ВКП(б) 1929 г. не только победно
рапортует о выполнении с превышением плана первого года «первой
пятилетки по строительству социализма», но и намечает расширение планов
на второй год пятилетки и увеличение темпов — в соответствии с
«генеральной линией партии». Внутри «генеральной линии» безусловно
приоритетным был курс на ускоренную индустриализацию и соответственно на
развитие города, который ее осуществлял. Жизнь города проходит под
лозунгом: «догнать и перегнать» в техническом отношении
капиталистические страны. Со страниц газет и журналов, из рупоров
громкоговорителей, с заводских плакатов рабочих призывают к энтузиазму
на трудовом фронте, к развертыванию творческой инициативы, к повышению
производительности труда, к соцсоревнованию и ударничеству.
Однако с трудовым энтузиазмом и производительностью
труда не у всех и не все обстоит благополучно. Из-за плохих условий
работы, низкой зарплаты и глубокого равнодушия к проводимой политике
многие рабочие нередко переходят с одного предприятия на другое
(«летуны»), не выполняют плана, опаздывают или вовсе не являются на
работу (прогульщики и лодыри). В порядке «самокритики» пресса такие
факты (весьма многочисленные) тоже освещает. Злостных нарушителей трудовой дисциплины увольняют,
прочих же призывают ударить «по расхлябанности, разгильдяйству,
прогулам, лодырничеству, пьянству и вредительству». Появляются такие
формы общественного порицания, как «черные доски» (на которых вывешивали
фамилии отстающих), «черные кассы» (где выдавали зарплаты «лодырям»),
«кладбища прогульщиков» (раздел стенгазеты, где символически «хоронили»
не явившихся на работу) и «гробы пятилетки» (урна, в которую «опускали»,
например, проваленную культработу).
В стране в соответствии с планом индустриализации и
социалистического переустройства СССР начинается строительство новых
производственных объектов. Для многочисленных запланированных строек
требовались люди и средства.
Человеческие ресурсы были сосредоточены в основном в
деревне. В связи с постоянным ухудшением ее положения многие крестьяне
еще и до начала первой пятилетки шли в город («в отход») на заработки.
Работы носили сезонный характер (теплое время года), а сами рабочие
назывались «сезонники», или «отходники». В связи с усилением
«чрезвычайных мер» против крестьянства в 1928–1929 гг. количество
уходящих в город увеличилось, а с началом сплошной коллективизации
достигло небывалых размеров. Они-то и составили основную рабочую силу
первой пятилетки. Условия жизни таких рабочих в городах, мягко говоря,
оставляли желать лучшего. Общежития (а точнее, бараки) для «отходников»
были мало приспособлены для жилья, что видно на снимках, которые
публиковали периодические издания. Например, в журнале «Культурная
революция» (1929, № 19) помещена фотография «В бараке сезонников»:
грязь, количество спальных мест в комнате равно не одному десятку.
Часть денег на проведение индустриализации
руководство страны принудительно изымало у населения под видом «займов».
Другой способ, с помощью которого власть (как объявлялось) надеялась
эти средства получить, — это сбор утильсырья. Утиль собирали и раньше,
но в 1930 г. его объявляют чуть ли ни средством спасения страны. В
первых числах января 1930 г. начинается «месячник по сбору утиля». Однако в январе кампания по сбору утильсырья не заканчивается. И февральские, и мартовские, и апрельские номера
периодических изданий еще пестрят названиями: «Миллионы на помойках и
свалках»; пояснениями: «Речь идет об утилизации отходов и отбросов
промышленности, сельского хозяйства, домашних многомиллионных хозяйств,
что даст дополнительные валютные средства для индустриализации»; и
призывами: «Собирайте утильсырье и сдавайте его на склады Госторга!».
Неизменной спутницей советской действительности
была проблема бюрократизма, не сходящая со страниц периодических
изданий. Борьба с бюрократизмом никогда не прекращалась и всегда носила
дополнительную политическую окраску. В это время по призыву партии
страна борется с бюрократизмом в госаппарате. Официальная версия причин
бюрократизма состоит в том, что этот аппарат-де достался советскому
государству в наследство от капитализма, в нем работают старые
чиновники, пропитанные духом бюрократизма. Борьба с бюрократизмом стоит и
в повестке XVI партконференции (апрель 1929 г.), которая предлагает два
пути решения проблемы, один из которых — «чистка» и проверка всех
членов и кандидатов в члены ВКП(б), всех наркоматов, органов управления,
предприятий и пр. 1929 и 1930 гг. — проходят под знаком «очищения»
партии, всех советских организаций и учреждений от некоммунистических и
чуждых элементов. О множестве сломанных судеб говорят неофициальные
документы этого времени (жалобы, протесты, письма во власть): людей
выгоняли с работы, из учебных заведений; выселяли из квартир; лишали
продовольственных карточек, оставляли без куска хлеба и средств к
существованию. Партконференция назвала и другой путь борьбы с
бюрократизмом — это создание новых кадров рабоче-крестьянских
специалистов.
Кадры, таким образом, оказываются в повестке дня.
Но вопрос о подготовке квалифицированных кадров из чисто технического
становится идеологическим и увязывается с уже начавшимися политическими
процессами над технической интеллигенцией (1928 г. — «Шахтинское дело»).
Необходимость обучения и воспитания новых кадров руководство страны
объясняет не только бюрократизмом в среде старых специалистов, но и
вредительством со стороны дореволюционной интеллигенции. Поддерживая
версию об «обострении классовой борьбы» и росте «сопротивления
капиталистических сил города и деревни» по мере успехов
социалистического строительства, власть постепенно берет разгон в
проведении репрессий. Документы этого времени говорят об арестах (еще не
массовых, но уже и не единичных) граждан по самым незначительным
поводам.
Подготавливая почву к «сплошной коллективизации»,
ноябрьский пленум 1929 г. рапортует и об успехах в сельском хозяйстве,
где, согласно резолюции пленума, меры по организации бедноты, повышению
удельного веса обобществленного сектора и пр. якобы «обеспечили
благоприятный ход хлебозаготовок, значительно превышающий результаты
прошлых лет и позволяющий уже в текущем году создать резерв до 100 млн
пудов хлеба». Тот же оптимизм демонстрирует и Сталин в статье «Год
великого перелома» (7 ноября 1929 г.): «Мы окончательно выходим или уже
вышли из хлебного кризиса. <…> Наша страна через каких-нибудь три
года станет одной из самых хлебных стран, если не самой хлебной страной
в мире». Однако в действительности положение дел в стране и с
хлебом, и с другим продовольствием отличалось от официальной версии.
Большая часть населения голодала. В 1929 г. введены хлебные карточки, а
все основные продукты (которых к тому же в продаже не было) отпускались
по «заборным» книжкам; при этом и карточки, и книжки имели далеко не все
категории граждан.
В августе 1929 г. состоялся Первый Всесоюзный слет
пионеров, который вызвал много публикаций на темы нового поколения,
заботы о детях при социализме, образования и воспитания детей. Но в
центре внимания были исключительно дети рабочих, батраков и бедноты. О
судьбе детей из «классово чуждой» среды пресса не сообщала ничего.
Однако неофициальные документы свидетельствуют о сломанных судьбах и
физической гибели многих таких детей.
На этом фоне разворачивается действие городской части «Котлована». |