У литературы 90-х годов XX века на
редкость своеобразное лицо. Ее произведения трудно с чем-либо спутать.
Катастрофизм ее интонаций по силе и безысходности своей уникален. Но, не зная,
в какой общественной ситуации создавались произведения этой литературы, многое
в них просто объективно невозможно правильно понять. Откуда такой катастрофизм,
такое обилие не только драматических, но и поистине страшных сюжетных ситуаций
и героев со сломанными судьбами? Ведь в русской литературе XIX–XX веков
преобладало светлое жизнеутверждающее начало! «Обличительные таланты» (М. Е.
Салтыков-Щедрин, в поэзии Н. А. Некрасов и др.) бывали в ней, но все-таки не
превалировали среди крупных писателей. Читатель будущего, по-видимому, с трудом
сможет постепенно осознать и поверить, что страшные «катастрофические» сюжеты
рождались в 90-е годы отнюдь не в силу неожиданного массового увлечения
писателей приемами гиперболизации, шаржирования и литературного гротеска, а что
таковой часто была реальная жизнь.
Потому
в анализе произведений русских писателей 90-х годов сегодня приходится (как
придется и в будущем) использовать намеченный еще в XIX веке в трудах академика
А. Н. Пыпина подход к написанию истории литературы, так называемый «пыпинский»
подход. Этот подход как раз предполагает рассмотрение развития литературы на
фоне современных ей общественных процессов. «Пыпинский» подход к истории
литературы был распространен в советском литературоведении, но он применялся
однобоко, будучи подавленным и деформированным расхожими схемами истмата. В
этом пособии в необходимой мере присутствует такой подход, но в его
первоначальном, дореволюционном варианте.
В
дореволюционном русском академическом литературоведении предлагались и другие
перспективные подходы к написанию истории литературы. Например, академик Ф. И.
Буслаев предлагал строить историю литературы на фоне других искусств,
несловесных (музыка, живопись и др.). Этот его принцип великолепно подходит для
литературы серебряного века, когда идея синтеза искусств владела многими
художниками, начиная с глубоко разработавших ее теоретически символистов.
Далее, А. А. Потебня также еще в XIX веке предлагал выстраивать историю
литературы (в ее словесно-текстовом аспекте) на фоне истории языка. Данный
принцип, помимо того, что он необходим при решении глобальных проблем
диалектики словесного искусства, также отлично приложим к серебряному веку, к
20-м годам и еще к некоторым конкретным литературным периодам, когда, с одной
стороны, шли систематические эксперименты со словом (футуристы, имажинисты,
лефовцы, конструктивисты и др.), а с другой – после революции происходило
быстрое обновление лексико-синтаксических средств языка и наблюдались
решительные подвижки языковой нормы. В пособии, особенно в разделах,
посвященных поэзии 90-х годов, использовался и потебнианский подход.
Возможны
и иные подходы к написанию истории литературы, продиктованные теми или иными
конкретными ее чертами, например, бывают моменты, когда литература более или
менее «погружается в себя», сосредоточиваясь на так называемых «вечных темах» –
любви, дружбе, философии природы и др. Увы, 90-е годы – совсем другой период!
Искусственно
разрушенный СССР был в 50-80-е годы мощной, но миролюбивой, доброй и хорошей
страной; это была страна, в управлении которой активно участвовал народ, это
была и чадолюбивая страна: такой государственной заботы о детях после гибели
СССР и представить себе нельзя. Эту страну невозможно было победить – ее можно
было лишь обмануть. Так и поступили в годы «перестройки». Недостатки
существовавшего жизненного уклада, неизбежные в человеческом обществе (всегда
объективно несовершенном), были пропагандистски выпячены и абсолютизированы,
народу устроили небывалое массовое «промывание мозгов» и парализовали его волю
к сопротивлению. Подавленным людям реклама жвачки, пива и американская
детективно-сексуальная пошлятина, само собой, ближе и понятнее гражданских идей
Достоевского, Толстого, Шолохова и Маяковского! К власти в ходе «перестройки» в
качестве якобы «реформаторов» пришли обладающие не созидательным, а
разрушительным потенциалом циничные деятели.
К
чести русских писателей нельзя не отметить, что заметное большинство их
прозорливо понимало суть происходящего в годы «перестройки». Литература 90-х
почти всегда оплакивает погибшее Отечество и выражает свое неприятие
происходящих в стране безобразий. К середине десятилетия она уверенно
утвердилась на выражающей подобные мотивы тематике. А «обретя тему», овладев
ею, осуществила новые художественные открытия.
После
распада СССР прекратилось развитие советской литературы. В связи с этим с
начала 90-х годов по объективным причинам начался новый самостоятельный период
литературного развития. Сейчас уже видно, что он продолжался все десятилетие –
явления, которые к нему относятся, функционально-типологически однородны, Иной
вопрос, завершился он или еще продолжится в первые годы XXI века. Во многом это
зависит от того, произойдут ли в стране на грани веков принципиальные
качественные общественные перемены и рациональная смена курса. 90-е годы были
удручающе монотонны и исполнены инерционного движения по явной «дороге никуда».
Литература же всегда в той или иной степени отражает состояние общества. Новейшая
русская литература отличается данным качеством в весьма высокой мере.
Разумеется,
в литературе рассмотренного периода, как и во всякое время, можно встретить и
подлинно художественное, настоящее, и, так сказать, сочиненное, надуманное. В
целях обобщенной характеристики последнего позволим себе дополнительно
прибегнуть к словам современного православного богослова, написавшего
специальный труд о православном воззрении на человеческое творчество. Автор
труда говорит:
«Всякое
надуманное человеком произведение всегда остается на уровне плоских,
эгоистических интересов самого автора; оно, собственно, и создается-то (точнее:
сочиняется!) автором ради тех или иных его корыстных интересов приземленного
порядка. Такие авторы „считают жизнь нашу забавою и житие прибыльною торговлею;
ибо говорят, что должно же откуда-либо извлекать прибыль, хотя бы и из зла"
(Прем. 15, 12). Потому псалмопевец и говорит: „Вымыслы человеческие ненавижу"
(Пс. 118, 113) ‹…›
Человек,
будучи сам создан по образу и подобию творца, обязан быть соработником в
непрекращающемся акте творения Божия и, следовательно, своим творчеством обязан
воздействовать на мироздание только в положительном отношении, то есть в
соответствии с Промыслом Божиим».
Помимо
необходимых иллюстративных примеров, которым в пособии давалась прямая и ясная
оценка, автор намеренно избегал обсуждать литературные «вымыслы», подобные
вышеохарактеризованным. Но все же если сравнить картину 90-х годов с каким-то
предшествующим десятилетием (например, с литературой 70-х), обилие в 90-е
«сочиненного», т. е. малохудожественного, бросится в глаза. Про конкретные
причины этого не раз говорилось выше. Беспрецедентно унижение властями
предержащими с начала 90-х годов профессионального статуса писателя, самой
литературы. Фигурально выражаясь, прежние чиновники «шибко много понимали» в
этой самой литературе (к чему писатели уже давно как-то притерпелись, порой
даже и посмеиваясь над идеологической «опекой»!), но нынешние ее, похоже,
попросту попытались «отменить» за отсутствием приспособленности к бизнесу… Душа
писательская ранима, а шок был небывалый. Многие были выбиты из колеи, а
главное – временно сбиты с темы, с творческого интонационного настроя. Однако
внутренне сильный человек от ударов судьбы только крепнет, и многие талантливые
люди уже снова выпрямляются в полный рост.
Неоднократно
высказанные на страницах этого пособия оптимистические надежды, конечно, не
означают, что теперь, с начала 2000-х годов, как из рога изобилия на читателя
посыплются шедевры – так никогда нигде не бывает. Гении не министры – их не
назначают. Хотя, положим, современные великие писатели и литературные шедевры у
России по-прежнему есть. О них рассказано выше.
Высшие
художественные достижения литературы конца XX века находятся в рамках жанров
сюжетных повестей, рассказов, романов, традиционных для русской художественной
словесности со времен Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова. Таковы
рассмотренные произведения крупнейших писателей старшего поколения – от Л.
Леонова и А. Солженицына до В. Распутина, В. Белова и Ю. Бондарева. То же
относится к произведениям авторов, творчески проявившихся в 90-е годы (А.
Варламова, Л. Костомарова и др.). Этот факт литературоведчески весьма
интересен. В начале XX века на фоне многочисленных тогда художественных
экспериментов возникло мнение, что жанры податливы на искусственное и
целенаправленное «новаторское обновление». Отражая такие представления, автор
известного руководства по теории литературы, вполне как человек своего времени,
писал: «Жанры живут и развиваются. Жанр испытывает эволюцию, а иногда и резкую
революцию». Он ссылался в подтверждение этого на опыты Б. Пильняка, А. Белого и
др. (особенно характерно отражающее типичный ход мысли человека той
своеобразной эпохи упоминание жанровой революции!). Однако сегодня уже ясно,
что экстравагантные новинки вроде литературных «симфоний» и ритмопрозы не стали
родоначальниками новых полноценных жанров. «Объясняя» это, ссылались, бывало,
на некие советские идеологические препоны. Тем интереснее, что за десять
постсоветских лет никто из мало-мальски серьезных писателей не проявил интереса
к каким-либо «симфониям» или чему-то подобному. Литература явно не испытывает внутренней
потребности в дальнейшем развитии и распространении подобных «новаций». Они так
и остались на протяжении XX века фактами личного творчества, пусть и весьма
яркого, вышеназванных авторов (да, может быть, двух-трех их малозаметных
подражателей). Ни волюнтаристская эволюция, ни тем более успешная «революция» в
жанровой сфере неосуществимы. Жанр претерпевает историческое развитие по
сложным объективным причинам, не зависящим от прихоти и произвола отдельных
творческих личностей и школ. Художник может принять активное участие в жанровом
обновлении, когда он со своим творчеством как бы попадает в унисон с идущим в
литературе объективно-историческим процессом развития, ускорив и усилив
существующие тенденции (пример – деятельность Пушкина), но не когда пытается
гордо идти наперекор традиции. Правда, в последнем случае он все-таки может
создать яркий экстравагантный личный (индивидуальный) стиль, который
запечатлеется в истории литературы (А. Белый, В. Хлебников и др.).
Нельзя
не отметить как безусловно положительную и обнадеживающую черту то, что
«национальный дух», национальная специфика в литературе интересующего нас
периода являли себя нередко более раскрепощенно, чем это могло бы наблюдаться в
советское время. Правда, у такой неожиданной раскрепощенности была не особенно
здоровая основа: литературу, повторим, бросили на произвол судьбы. Но, лишившись
цензурного контроля и идеологической «опеки», она отнюдь не занялась в 90-е
годы муссированием «тоталитарного» прошлого, а повернулась лицом к настоящему.
Именно ему неоднократно произнесли свой прямодушный приговор герои В.
Распутина, В. Белова, Ю. Бондарева и др. При этом теплое русское отношение ко
всем «языцам», приходящим на нашу землю с добром, а не злом, было сбережено
литературой и в это трудное для народа России время.
На
протяжении 90-х годов было опубликовано еще немало заслуживающих внимания
художественных произведений. Назовем последний роман рано ушедшего из жизни
замечательного русского прозаика Юрия Коваля «Суер-Выер» (М., 1998), роман
Михаила Алексеева «Мой Сталинград» (Роман-газета. – 1993. –
№ 1), роман Сергея Алексеева «Возвращение Каина» (М., 1994), повесть Юрия
Козлова «Геополитический романс» (Роман-газета. – 1994. – № 23),
его же роман «Проситель» (Москва. – 1999. – № 11 – 12;
2000. – № 1), роман Андрея Волоса «Чужой» (Знамя. – 1997. –
№ 7), повесть Максима Гуреева «Калугавда» (Октябрь. – 1997. –
№ 10), роман Чингиза Айтматова «Тавро Кассандры» (Знамя. –
1994. – № 12), поэму в прозе Тимура Зульфикарова «Алый цыган!»
(Юность. – 1997. – № 11), исторический роман Бориса Васильева «Утоли
моя печали…» (М., 1998), исторический роман Александра Сегеня «Тамерлан»
(Роман-газета. – 1997. – № 16), его же роман «Общество сознания
Ч.» (Наш современник. – 1999. – № 3–4), роман Михаила Попова
«Пора ехать в Сараево» (Роман-газета XXI век. – 1999. – № 3),
роман Леонида Зорина «Авансцена» (М., 1998) и др. Еще хотелось бы отметить
«роман-странствие» Андрея Битова «Оглашенные» и его «стихопрозу» «Жизнь без
нас», роман Эдуарда Лимонова «Палач. История одного садиста» и его книгу
«Смерть современных героев. Роман. Рассказы», исторический роман Владимира
Личутина «Раскол», роман «Бегство в Россию» Даниила Гранина и др.
О
переходе поэтов на прозу мы говорили выше не без тени иронии, но в ряду этого
рода творческих попыток отдельно назовем небезынтересные прозаические опыты
поэта Станислава Куняева в жанре повестей и рассказов «Средь шумного бала…»
(М., 1996) и написанную им совместно с Сергеем Куняевым книгу «Сергей Есенин»
(М., 1995).
В
«женской» прозе следует отметить кроме разбиравшихся уже произведений Л.
Петрушевской и Л. Улицкой роман Лилии Беляевой «Очарование вчерашнего дня» (М.,
1995), книгу повестей и рассказов Виктории Токаревой «Летающие качели» (М.,
1996), роман Валерии Нарбиковой «Инициалы» (Стрелец. – 1996. –
№ 2), повесть Нины Садур «Девочка ночью» (Стрелец. – 1996. –
№ 2) и роман Ларисы Васильевой «Сказки о любви» (М., 1995).
Не
могу не отметить и одну – в момент, когда пишутся эти строки, – совсем
новую книгу стихов, появившуюся в 2000 году. Это изданный в Великом Новгороде
сборник Евгения Курдакова «Стихотворения». Профессиональный живописец и
скульптор, он также автор нескольких поэтических сборников, вышедших в разных
городах. В 90-е годы Евгений Курдаков стал (как поэт, а не живописец) лауреатом
Пушкинской премии, и только характерная для настоящего времени предельная
разобщенность литературных сил, заметный упадок интереса к литературе, ее
неслыханная общественная униженность – о чем уже много говорилось выше –
вынуждают как бы «знакомить» читателя с одним из, безусловно, наиболее ярких
современных русских поэтов. Книга «Стихотворения» для автора итоговая. Она
довольно объемна и позволяет увидеть основные грани творчества поэта. При этом
она опубликована ничтожным тиражом (да еще на периферии) и потому о ней
необходимо сказать нечто конкретное.
Медитативная
лирика, как всегда, преобладает у Е. Курдакова. Занятия живописью расширили
круг его ассоциаций, придав ему вдобавок своеобразный поворот («Я слышал – под
утро грачи прилетели, / Их крик, пробиваясь сквозь взломанный сон, / Метался в
глухой предрассветной метели / И снова стихал, словно сном унесен». Курсив
мой. – Ю. М.). Разнообразны интонации поэта – от философской
проникновенности пейзажной лирики до острого драматизма стихов о личном и
наболевшем («Сойду ли, сведут ли, с пути ли, с ума ли, / Но мне б за минуту от
смерти узнать, / Что вы хоть немного меня понимали, / Пускай забывая любить и
прощать»). Пожалуй, как никто остро и непримиримо высказался Е. Курдаков на
особую, тоже реальную для литературы (вернее, литературного быта) 90-х годов
тему – тему эгоцентрического равнодушия и личного процветания, если не
паразитирования в годину бед народных. Приведем стихотворение (оно имеет
эпиграфом строку из «Поэтессы» Ив. Бунина):
Все то же полвека спустя, и все та же
В писательском баре, глупа и дурна,
Сидит поэтесса в густом макияже,
В привычном кругу за стаканом вина.
О Бродском бормочет, о метафоризме,
О том, что не знает, не видит, не
ждет…
– Бессмертна, – шепчу
я, – бессмертнее жизни, —
Планета погибнет, она не умрет.
И будет все также с привычным
юродством
Гнусавить, глумясь, у беды на краю
О метаболизме, фонизме, о
Бродском, —
В блузоне с плебейским клеймом – I
love you.
Евгений Курдаков закончил в середине
90-х годов Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А. М.
Горького. В широком смысле можно и его причислить к писателям Литературного
института. Кстати, тоже совсем недавно сорок писателей, ныне в нем преподающих,
рассказали о себе сами в книге «Литинститут в творческих семинарах мастеров.
Портрет несуществующей теории» (М., 2000). Кроме авторов, о творчестве которых
говорилось выше в нашем пособии, здесь делятся с читателем личным творческим (и
педагогическим) опытом прозаики Самид Агаев, Борис Анашенков, Николай
Евдокимов, Михаил Лобанов, Анатолий Приставкии, Александр Рекемчук, Александр
Сегень, Семен Шуртаков; поэты Эдуард Балашов, Татьяна Бек, Игорь Волгин,
Владимир Костров, Юрий Кузнецов, Игорь Ляпин, Олеся Николаева, Евгений Рейн,
Валентин Сидоров, Алексей Тиматков, Владимир Цыбин; детские писатели Роман Сеф
и Сергей Иванов; критики и публицисты Юрий Апенченко, Галина Вишневская,
Светлана Молчанова, Галина Седых, Сергей Чупринин; переводчики Владимир Бабков,
Роберт Винонен, Виктор Голышев, Мария Зоркая, Владимир Модестов, Александр
Прокопьев, Александр Ревич, Евгений Солонович, Татьяна Сотникова, Владимир
Харитонов. Большинство из них в 90-е годы продолжало активно действовать в
литературе. Впрочем, важно ведь вообще не количество, а качество.
Как
известно, русские долго запрягают, да быстро ездят. Если отнести это к
сегодняшнему состоянию литературы, то можно оптимистически заключить: все
впереди.
*
* *
…История
культуры повернута в прошлое и создается на основе анализа и систематизации
различных реально свершившихся фактов деятельности реальных людей и ее
результатов. Тот же принцип положен в основу теории культуры – культурологии.
Методологически это совершенно естественно. Хорошая теория – литературы,
культуры и пр. – «растворена» в самой литературе или культуре. Ее надо
лишь профессионально умело «извлечь» и рационально переформулировать в
понятийных категориях. Г. Лейбниц когда-то совершенно справедливо писал, что
«непросвещенная публика находится в вечном замешательстве вследствие плохо
понятой разницы между практикой и теорией»; «ведь практика по сути это та же
теория, только более сложная и более специальная, нежели обычная теория».
Вспомним
высказанный в начале пособия исходный тезис, что художественная литература
помимо всего прочего есть своего рода вероятностный прогноз некоторых черт
реального будущего, их «теория» (в лейбницевском смысле), их культурология.
Такой прогноз присутствует в неявной форме, требует профессионального
обнаружения и анализа, но тем не менее имеет место как диалектическая
противоположность истории культуры – противоположность, повернутая не к
прошлому, а к будущему. Их внешняя асимметрия, заведомое различие приемов и
методик не могут обманывать и неспособны скрыть это диалектическое
нерасторжимое двуединство. Вместе с тем литература участвует в формировании
черт будущей реальной жизни.
Как
применит реальная жизнь образы и сюжеты, подобные рассмотренным в пособии,
применит ли вообще? Да ведь уже применяет…
|