Эта историческая поэма продолжала тему Петра I, начатую «Стансами» и
продолженную в написанном вслед за ними романе «Арап Петра Великого».
Образ Петра I возник в эту пору в связи с надеждами Пушкина на
просвещенного монарха, каким поэту казался Николай I.
Поэма «Полтава» посвящена победе русской армии над шведами в 1709 г.
Композиционный центр поэмы – торжество русского оружия в знаменитой
Полтавской битве. Главное достоинство Петра I, обеспечивающее победу, –
выражение общенациональных интересов. Царь ставит перед собой цели
государственного масштаба и значения, он далек от узкокорыстных,
узколичных устремлений. Вследствие этого он единственный, кто навеки
личными усилиями и трудами вписал себя в историю как великий
государственный деятель:
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.
Антипод Петра I – украинский гетман Мазепа. Основу
сюжета составляет история его измены, переплетенная с историей его любви
к Марии, дочери его ближайшего друга и сподвижника Кочубея, оставшегося
верным России, Петру I и казненного царем по навету Мазепы. Пушкин, по
его собственным словам, не нашел в Мазепе ни одной привлекательной
черты. Мазепа и в самом деле изображен хитрым, коварным и злобным
человеком. Его аморальность, бесчестие, вероломство, мстительность и
лицемерие превращают его в исчадие ада. В нем нет ничего святого. Он
привык добиваться своих целей любой ценой, переступая через людей и
через кровь. Мазепа соблазняет свою крестницу, что по всем законам –
светским и церковным – считалось тяжким преступлением, а отца ее предает
публичной казни и уже приговоренного к смерти подвергает жестокой
пытке, чтобы выведать у него признание, куда тот спрятал свои богатства.
У Пушкина вызывает отвращение не только Мазепа-человек, но и
Мазепа-политик. В политической деятельности Мазепа также аморален: он
воюет не за свободу Украины, а за личную власть, которую мыслит как
деспотизм. Поэтому Пушкин настаивает на том, что Мазепа презирает
свободу. Однако, обманывая своих сторонников и привлекая их мечтой о
независимости Украины, которая была жемчужиной в короне русского царя, а
не угнетенной и обираемой колонией, Мазепа представляет свою измену как
борьбу за свободу. Пушкин проницательно обнажает лживость обещаний
Мазепы: Украина, отпав от России, лишившись российской помощи и
поддержки, стала бы легкой добычей Швеции или Польши и скоро потеряла бы
свою независимость, а Швеция и Польша из друзей быстро превратились бы в
захватчиков, которые растерзали бы Малороссию, как тогда называлась
Украина. Практическая подготовка заговора представлена в поэме как
гнусная польская интрига:
Истинные мотивы измены Мазепы чисто личные. Они хорошо
известны Пушкину: месть оскорбившему его Петру I, хоть царь своей
щедростью и лаской сделал все, чтобы загладить свою оплошность,
ненасытное властолюбие, желание отторгнуть Украину от России и стать
«царем Украйны»:
И скоро в смутах, в бранных спорах,
Быть может, трон воздвигну я.
В этих условиях Мазепа сделал ошибочную ставку на Польшу и Швецию.
Есть, однако, и еще одна тайная причина вражды Мазепы к Петру I:
украинскому гетману ненавистны преобразования русского царя. Мазепа
хотел бы направить развитие Украины вспять, в прошлое. Недаром его
окружают «друзья кровавой старины». Сторонники Мазепы подобны московским
стрельцам, поднявшим неправый бунт.
Поэма запечатлела знаменательный исторический итог: Карл XII и вместе
с ним Мазепа терпят поражение и вынуждены бежать. В чем причины победы
Петра I и его сподвижников?
Байрон написал поэму «Мазепа», в которой объяснил поражение Карла XII
и Мазепы случайностью истории: трагизм истории в том, что вчерашний
победитель сегодня оказывается побежденным. Тем самым в истории мира нет
закономерности и царствует случайность.
Пушкин читал поэму Байрона и выдвинул свою точку зрения. В его поэме
утверждается иное. Да, говорит Пушкин, вчерашний победитель сегодня
оказывается побежденным, но это происходит не потому, что история –
царство сплошного случая. В истории есть закономерность: Мазепа может
коварно погубить невинного, честного и преданного Кочубея, но в конце
концов все встает на свои места, и Петр I торжествует над Мазепой так
же, как молодая держава, рвущаяся к морю, к дружбе с другими
европейскими странами, к свету, к просвещению, к процветанию и
благоденствию празднует победу над Карлом XII, который хотел задержать
ее развитие, оружием помешав намеченным прогрессивным начинаниям.
«Полтава», несмотря на ее исторический характер, тесно связана с современностью не только своей философией, но и сюжетом.
Речь идет о явной ошибке Петра I, поверившего Мазепе и не поверившего Кочубею, сообщившему царю об измене гетмана.
В историю Мазепы включен рассказ о «бунте» Кочубея, который построен
так, чтобы вызвать у читателя ассоциации с недавними событиями декабря
1825 г. и последующими репрессиями. Богатый и знатный Кочубей,
принадлежавший к аристократическим родам Украины, проявил исключительную
решимость и организовал нечто вроде заговора против всесильного
гетмана, любимца Петра I. Он хотел защитить честь, достоинство,
собственные права и думал о счастье своей родины. Но замысел его был
раскрыт, а за этим последовала жестокая, мучительная и несправедливая
казнь его и близких к нему людей. В поэме она выдвинута в самый центр
повествования и изображена особенно красочно, подчеркнуто эмоционально, с
рядом запоминающихся многозначительных деталей.
Историей Кочубея «Полтава» включалась в число злободневных
произведений. Заговор, действия Кочубея, неправая казнь получают особое
смысловое наполнение – не только личного, но и общественного значения.
Здесь слились обе линии повествования – историческая и личная. Поскольку
казнь Кочубея – очевидная ошибка Петра I, то Пушкин намекал ею на такую
же ошибку Николая I, казнившего декабристов. С точки зрения Пушкина,
декабристы выступили в защиту своих исконных прав родового,
аристократического дворянства, которое было унижено и отстранено от
управления страной. В этом смысле мятеж декабристов, в котором приняли
участие отпрыски родовитых аристократических семейств, был в глазах
Пушкина отчасти исторически оправдан. Следовательно, в «Полтаве»
содержался и урок Николаю I, и назидание ему: император призывался к
союзу с древнейшими родами, к союзу с древней аристократией.
В «Полтаве» возникнет и другая идея, которая получит развитие в более
позднее время. Речь идет об идее «милости», о «прощении» царем своих
врагов-учителей. Мстительному и жестокому Мазепе, не умеющему прощать,
противопоставлен милосердный русский царь, прощающий обиды и поднимающий
кубок за врагов, научивших его воевать. Эта идея также связана с
побуждением, обращенным к Николаю I, помиловать декабристов. В
дальнейшем творчестве Пушкина она будет сопряжена с идеей гуманизма, в
духе которого Пушкин наметит разрешение исторических, социальных и иных
противоречий.