В. Туманский принадлежал к тем
поэтам второго ряда, которые «оттачивали, доводили до совершенства
художественные открытия их выдающихся современников». Поэтому Туманский –
признанный мастер «унылой элегии» – шел в русле разных поэтов, но его нельзя
назвать эпигоном и подражателем. Стихотворения на «общественные» темы («Гимн
богу», «Век Елизаветы и Екатерины») – результат политического влияния
Кюхельбекера, «Сонет на кончину Ризнич» отзывается слогом Пушкина,
стихотворение «В память Веневитинова» «пронизано пафосом любомудрия и облечено
в одежды условного» перифрастического элегического стиля. Самым устойчивым и
долговременным было влияние Пушкина. Туманский был настроен на «пушкинскую
волну», усвоил интонации и даже стиховые ходы великого поэта. Пушкин знал о
том, что его товарищ «вторичен» и во многом ему следует. Это давало Пушкину
право свободно брать у Туманского «свое». В 1822 г. Туманский написал
элегию «Видение», из которой строка «Мои младенческие годы» в несколько
измененном виде – «Мои утраченные годы» – в 1828 г. перешла в полную
редакцию пушкинской элегии «Воспоминание».
Тематический и жанровый диапазон
лирики Туманского вмещается в границы «унылой элегии», которую он
гармонизирует. Пушкин отмечал в лучших стихах Туманского «гармонию и точность
слога». Вслед за Пушкиным Туманский соединяет элегию с антологической лирикой,
стремясь объективировать чувство. В этом духе написана, например, знаменитая
описательная элегия «Одесса» :
В
стране, прославленной молвою бранных дней,
Где
долго небеса отрада для очей,
Где
тополы шумят, синеют грозны воды, –
Сын
хлада изумлен сиянием природы.
Под
легкой сению вечерних облаков
Здесь
упоительно дыхание садов.
Здесь
ночи теплые, луной и негой полны,
На
злачные брега, на сребряные волны
Сзывают
юношей веселые рои.
И
с пеной по морю расходятся ладьи.
Здесь
– тихой осени надежда и услада –
Холмы
увенчаны кистями винограда.
И
девы, томные наперсницы забав,
Потупя
быстрый взор иль очи приподняв,
Равно
прекрасные, сгорают наслажденьем
И
душу странника томят недоуменьем.
Уже
из этого стихотворения видно, что Туманский использует антологическую лирику и
присущий ее строй для воссоздания современной картины, а вовсе не для выражения
чувств «древних» или проникновения во внутренний мир лирических персонажей и
лирического героя. В этом отношении он чуждается каких-либо резких и дерзких
поэтических нововведений, усовершенствуя стиль и стих, восходящие к его
предшественникам. С такой точки зрения показательна его «Элегия» («На скалы, на холмы глядеть без нагляденья.»):
На
скалы, на холмы глядеть без нагляденья;
Под
каждым деревом искать успокоенья;
Питать
бездействием задумчивость свою;
Подслушивать
в горах журчащую струю
Иль
звонкое о брег плесканье океана;
Под
зыбкой пеленой вечернего тумана
Взирать
на облака, разбросанны кругом
В
узорах и цветах и в блеске золотом, –
Вот
жизнь моя в стране, где кипарисны сени,
Средь
лавров возрастя, приманивают к лени,
Где
хижины татар венчает виноград,
Где
роща каждая есть благовонный сад.
Элегическое
настроение, помимо других причин, поддерживалось в Туманском его тоской по
северной России. Эта тема проходит через ряд его стихотворений, в том числе «Имя милое России»:
И,
объятый гордой думой,
Я
не помню сердца ран:
Имя
милое России
Мне
от скорби талисман.
В
1830-е годы, когда возобладала «поэзия мысли», Туманский остался верен элегии,
но усилил в ней «объективное», эпическое начало. Его стихотворения стали более
конкретными и содержательно более широкими и мудрыми. В эти годы написаны
лучшие его стихотворения и среди них «Отрады
недуга», окончание которого передает тихое, умиротворенное и гармоничное
спокойствие много пережившего человека:
Пройдут
часы самозабвенья,
Посмотришь:
день уж далеко,
Уж
тело просит усыпленья,
А
духу любо и легко, –
Затем
что, голубем летая
В
надзвездном мире вечных нег,
Он,
может быть, хоть ветку рая
Принес
на радость в свой ковчег.
Со
смертью Пушкина творческий огонь Туманского начал затухать. Из его
стихотворений несколько дошло до нашего времени и сохранило художественную
ценность. Среди них «Песня» («Любил
я очи голубые…»). Положенная на музыку, она исполняется и ныне.
Любил
я очи голубые,
Теперь
влюбился в черные.
Те
были нежные такие,
А
эти непокорные.<…>
|